После взятия Киева Щорсом синежупанники откатывались на Житомир, Коростень. Галицийское правительство Голубовского, прекратило войну с поляками и начало переброску освободившихся полков для поддержки деморализованного войска Директории, которая фактически распалась и образовалась военная диктатура Петлюры и Грекова.
В Галиции до 200 тыс. войск - «галицийская армия», хорошо вооруженная и обученная французами. Ожидалось, что против красных, выступит и Польша, из рук которых она только что получила независимость. Винница была взята красными 18 марта. Петлюровцы не успели эвакуировать город.
Потеряв свою «вторую столицу», Петлюра оказался в тяжелом положении. Его войска были разрублены, будто шашкой, на две неравные части. После Винницы, Таращанский полк захватил Жмеринку. Всю Подолию охватили крестьянские восстания.
Директория перебралась в Каменец- Подольский, но там тоже не нашла покоя, восстали мобилизованные Петлюрой крестьяне. В городах и селах восставшие устанавливали Советскую власть. Но Петлюра все же дождался помощи.
Боярская Румыния (вчерашняя союзница России!) развернула по Днестру две дивизии, панская Польша, обеспокоенная победами большевиков, двинула свои войска на Ковель, Пинск и Сарны, навстречу бегущим «сичивикам». Петлюра вздумал взять реванш, для контрудара выбрал удачный район - Коростень, крупный железнодорожный узел, на стыке Западного и Украинского фронтов. Судьба Киева висела на волоске. Из Коростеня атаман Коновалец все силы бросил вдоль железных дорог. За бронепоездами шли эшелоны «сичевиков».
Богунцы успели добраться до ст. Бородянка, в пятидесяти верстах от Киева. Под обстрелом петлюровских бронепоездов, выскакивали из вагонов, ротами вступали в бой. При поддержке бронепоезда, железнодорожных рабочих, киевских рабочих отрядов, были опрокинуты передовые «куреня» петлюровцев. Утром, подкатили из Винницы Нежинцы, еще отряд рабочих из Киева. Отступая, «сичевики» пытались взорвать мост через реку Тетерев. Смельчаки-богунцы из первого батальона Гавриченко, перебежав мост, оборвали шипящие бикфордовы шнуры, разбросали пироксилиновые шашки.
Но бои под Коростенем затянулись. Весенняя ростепель, невылазная грязь, прочные позиции и два раскатывающих по пяти выходящим веткам бронепоезда, затрудняли наступление. Но зато к Киеву был поставлен прочный заслон. В последние дни марта петлюровцы повели наступление из Житомира на Бердичев.
Этот узел дорог, опорный пункт, прикрывал фланг и тыл дивизии Щорса. Взяв Бердичев, враг рассекал фронт второй дивизии в районе ст. Вайнарки и красные оказались бы в окружении. Город несколько раз переходил из рук в руки. Но петлюровцы выдыхались… В канун пасхи, 5 апреля «сичевики» попытались прорваться к окруженным петлюровцам в Коростене. Богунцы встретили их свинцом и штыками.
10 апреля Нежицы и Богунцы действуя совместно, ворвались в Коростень. Выдохлись петлюровцы и под Бердичевым, начали отступать. Таращанцы и Новгород - Северцы, оставив окопы у города, двинулись за отступающим противником. Скоро они опрокинули отступающего противника в реку Горынь, «сичевики» бежали на Ровно и Дубно.
Считанные версты остались до старой русско-австрийской границы. Но в штабе Щорса ждали невеселые вести: за спиной у Петлюры - прочная стена - Антанта, на Дону, у Ростова, захлебнулось наступление Красной армии, поднимал голову Деникин. Польский корпус генерала Геллера стоит наготове за Стырью - 50 тысяч штыков, обученных и сформированных во Франции. Солдаты обуты, одеты, сыты.
Используя короткую майскую передышку, Щорс занялся переформированием. Согласно приказа командарма создал три трехполковых бригады: 1- я - Богунская, 2 - я –Таращанская, 3 - я –Новгород - Северская. Петлюровцы сдавались целыми «куренями», он их добавлял в свои полки. Весенними боями была освобождена от петлюровцев почти вся правобережная Украина. Оставался крошечный клочок в районе Каменец-Подольского, где нашла приют в вагонах Директория. В народе ходила злая насмешка: «В вагоне Директория, а под вагоном территория».
Но передышка внезапно оборвалась: Петлюра, перегруппировавшись и получив поддержку «галисийцев», прорвал фронт у Проскурово и вышел в тыл Таращанцам и Новгород-Северцам. На Сарны, Давид-Городок, нанес удар генерал Геллер. Петлюра 6 июня овладел Проскурово. Богунцы и Таращанцы стали заслоном, напрягая силы, чтобы не допустить углубления противника в свой тыл.
В разгар боев на участок 1-й украинской армии приехал Наркомвоен Украины Подвойский, объехал весь фронт, ободрил вниманием высокого начальств Щорса и Дубового, которые высказали ему все свой нехватки, просили подкрепления. Но Подвойский, вместо помощи им, рассказал, что на юге, в Донбассе, Таврии, полная катастрофа. Южный фронт задыхается, ждет от вас помощи. Решено, сказал он снять дивизию Щорса, как самую боеспособную, и перебросить ее на Южный фронт.
Но дивизии Щорса так и не были переброшены, борьба за Проскурово затянулась и положение с каждым днем усложнялось. Внезапно Нежинцы, оставили окопы, открыв фронт, на эшелонах приближались к Житомиру. Щорс бросился за ними, безоружный, остановил эшелон, Нежинцев разоружил. В августе над Киевом сгустились тучи. Украинские войска вынуждены были вести сражения одновременно на двух фронтах- на западе, против Геллера и петлюровцев, на востоке, против деникенцев.
Противник, имея перевес в силах и вооружении, развил наступление на Винницу, Киев, Житомир, Николаев, Одессу. 1-я и 44-я дивизии отходили, оставляя шаг за шагом, недавно отнятую, политую своей кровью, землю. Отступление крушило дух войск, разлагало их; утомленные донельзя, голодные, оборванные, самые стойкие продолжали отбиваться из последних сил.
31 июля Щорс докладывал в РВС армии:
«У меня на фронте дела скверны. Части, окончательно деморализованные, не могут выдержать натиск противника. Я вынужден отходить, взрывая по дороге все мосты, уничтожая дороги и забирая все мужское население с 18 до 46 лет. Если я сейчас не отдам такого приказа, то завтра части будут продолжать бежать таким же порядком и тогда уже никто не остановит. Полки крайне устали».
Истомленные боями, обескровленные войска встали под Коростенем, закрыв дорогу на Киев, обезумившему от крови и успехов врагу. Больше сил защитить Киев не было. Началась эвакуация из Киева раненых, военного имущества на Мозырь. При осмотре позиций 30 августа, Щорс был убит.
Но дивизия Щорса, выстояла по Коростенем. Гибель начдива вызвала у бойцов ненависть, прибавила сил и упорства. 31 августа, едва только взошло солнце, после жестокой артподготовки, Богунцы с остервенением ворвались, с штыками наперевес, во вражеские окопы. В плен почти не брали, мстя за смерть командира.
В день гибели Щорса, 30 августа 1919 г., пал Киев, который захватили петлюровцы, но на другой день петлюровцы капитулировали перед белыми, в город вступили деникинцы. После недолгих переговоров Симон Петлюра вынужден был уступить свою столицу генералу Драгомировыу.
Отстатки 45, 47, 58-й дивизий под командованием Ионы Якира, 18 сентября соединились с 44 дивизией Щорса. В начале октября 12-я армия Меженинова нанесла удар на Киев, дивизия Федько, форсировав реку Ирпень, ворвалась в Фастов; с утра, 14 октября , Богунская бригада завязала бои за Святошино. Пехоте помогала Днепровская флотилия. Деникинцы были выбиты из Киева. Генерал Драгомиров срочно снял войска с черниговского участка. Трое суток дрались Богунцы. Перед превосходящими силами они были вынуждены оставить Киев.
Но враг под Черниговом был остановлен. Красная армия по всему фронту перешла в наступление только в начале 1920 года. Она преодолела сопротивление войск Директории и нанесла сокрушительный удар по деникинцам. Пытаясь спасти свою власть, Директория пошла на переговоры с Польшей. 21 апреля 1920 года между ними был заключен Варшавский договор, по которому предусматривалась совместная борьба против большевиков, восстановление независимости УНР во главе с Директорией и Главным атаманом Петлюрой. Как своеобразная компенсация, к Польше отходили западно-украинские земли. (Подляшье, Галичина, Западная Волынь, Лемковщина, Холмшина, часть Полесья, по рекам Збруч и Горынь.), что вызвало возмущение населения Западной Украины. Вот вам и защитники независимости и единства Украины! Прямое предательство национальных интересов и не первое.
Во время наступления польско-украинских войск 6 мая был взят Киев. Далее была Советско-польская война, успешное наступление советских войск до Львова (Юго- западный фронт) и до Варшавы (Западный фронт), их поражение под стенами Варшавы. Ни Россия, ни Польша не были готовы к затяжной войне и заключили перемирие. Это означало разрыв Польши и УНР. Войска Директории (17 тыс.) продолжали войну самостоятельно, но после ожесточенных боев с частями Красной армии были вынуждены отступить на оккупированную поляками территорию, где были разоружены и интернированы в польские лагеря. Но с благословления пана Пилсудского, на территории Польши, Петлюра пытался сформировать свои банды, пытались прорываться на территорию Советской Украины, но были уничтожены.
Директория бежала в Австрию. 18 марта 1921 года между Польшей и Советской Россией был подписан Рижский мир, по которому Польша признала существование самостоятельной Советской Украины. К Польше отошли земли: Восточная Галиция, Западная Волынь, Холмщина, и Подляшье. Борьба за независимость Западной Украины завершилась поражением: Западная Украина вошла в состав Польши, Румынии, Чехословакии. Антанта, несмотря на решения в Версале, (Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира 1918 – 1919 г. о границах России по так называемой «линии Керзона», по которой все земли населенные русинами должны были войти в состав Украины.)
В итоге, к 1922 году, этнический состав Польши был таким:
Поляки- 69,4%
Украинцы – русины -14,4%
Евреи -7,5%
Немцы - 4,2%
Другие - 0,3%.
Но у поляков не хватило ума проводить в условиях воссоздания Польши, как многонационального государства, осторожную и реалистичную межнациональную политику. Это привело, в конце концов, к росту национализима и обострению межнациональных отношений.