Из-за войн, болезней и инфляции цепочки поставок смещаются из Индо-Тихоокеанского региона, включая Китай. Именно на фоне надвигающегося глобального продовольственного кризиса, спровоцированного российско-украинской войной, и возвращения жестких ограничений в Китае президент США Джо Байден выступил со своим первым обращением к Конгрессу. В отличие от большинства заявлений его ныне живущих предшественников, можно утверждать, что инаугурация Байдена «О положении в стране» ознаменовала собой поистине исторический поворотный момент.
Что было самым поразительным, так это уровень внимания, которое новостные сети не уделили одному из самых значительных политических заявлений американского президента почти за 40 лет: - «Мы купим американское, чтобы убедиться, что все, что находится на палубе самолета, Несущая сталь на ограждениях шоссе производится в Америке от начала до конца. Все это». Президент особо упомянул участок пустующей земли за пределами Колумбуса, штат Огайо, где Intel, двигатель Силиконовой долины, должна построить мегаплощадку из восьми заводов по производству полупроводников стоимостью 22 миллиарда долларов. Завод станет крупнейшим в своем роде в мире и станет лишь частью инвестиционного проекта технологического гиганта, который вложит от 60 до 120 миллиардов долларов в отечественное производство.
На прошлой неделе Intel сообщила об инвестициях в размере 88 миллиардов долларов в новые заводы по производству полупроводников в Германии. Одна только первая из этих «мегаплощадок» будет стоить 19 миллиардов долларов и будет расположена в Магдебурге. Как будто для того, чтобы проиллюстрировать масштабы переезда, этот европейский хаб должен начать производство до 2027 года, что свидетельствует об уровне инвестиций, которые американский технологический гигант и Европейский союз вкладывают в снижение зависимости от цепочек поставок, сосредоточенных в Восточной Азии.
Ни в коем случае Intel не стоит особняком среди крупных корпораций, которые полностью реструктурировали свои глобальные операции. Крупнейшая южнокорейская компания Samsung, также являющаяся титаном в мире электроники, также переносит свою производственную базу на материковую часть США, строя свой центр в Тейлоре, штат Техас. Этот растущий поток глобальных компаний, перемещающих свое производство в Северную Америку и Европу, может оказаться самым значительным экономическим сдвигом с момента начала крупномасштабного офшоринга в 1980-х годах. Он поднимает фундаментальные вопросы о структуре мировой экономики и роли в ней «развивающегося мира».
Эта тенденция окажет фундаментальную угрозу не только китайской системе, но и высокотехнологичным экспортно-ориентированным экономикам Южной Кореи и Японии. Экономическая модель Китая на протяжении четырех десятилетий опиралась на огромную и недорогую рабочую силу, чтобы заманивать западные корпорации, стремящиеся минимизировать свои производственные затраты. Еще до того, как в конце 2019 года разразилась пандемия Covid-19, стоимость рабочей силы в Китае выросла по сравнению с соседними конкурентами: Вьетнамом, Филиппинами, Бангладеш, Индией и Индонезией.
Теперь, когда большая часть мира начинает переходить в эндемическую фазу Covid, Пекин по-прежнему вводит масштабные и радикальные ограничения везде, где обнаруживается вирус. Это означает закрытие многих крупнейших портов мира во время резкого роста спроса именно на те товары, на обслуживании которых Китай построил свою экономическую репутацию. Продолжающийся тупик особенно сильно ударит по цепочкам поставок электроники, учитывая их чрезвычайно сложный и международный масштаб. Как показывает опыт последних двух лет, сбой в любой точке цепочки поставок обязательно приведет к хаосу всей операции.
Электроника лишь одна из многих глобальных отраслей, товарные цепочки которых рушатся. Надвигающаяся угроза введения полного нефтяного и газового эмбарго против России перевернула не только энергетические рынки, но и все производные продукты, особенно сельскохозяйственные продукты, такие как пестициды, удобрения и фунгициды. Из них Россия также является крупнейшим производителем в мире. Удобрение это первичная производная природного газа, крупнейшим производителем которого в мире, кстати, являются США.
Как ни странно, война на Украине может стать огромным благом для американской промышленности, сельскохозяйственной, нефтехимической и электронной, которые выиграют от еще большей доли рынка, более низких производственных затрат и гораздо более упрощенных цепочек поставок. Поскольку инфляционное давление продолжает нарастать, президент Байден еще может пойти на запрет экспорта энергоресурсов. Это резко снизит стоимость топлива внутри страны, но приведет к дальнейшему хаосу на глобальном уровне, поскольку одновременно с нефтью и газом США будут удалены с российского рынка.
Даже дешевая рабочая сила теперь более доступна для американских корпораций, чем раньше. Затраты в Мексике уже превосходят затраты в Индо-Тихоокеанском регионе. Важно отметить, что Мексика идет по пути интеграции с остальной частью Северной Америки благодаря Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА) и его изменениям при администрации президента США Дональда Трампа. Массовый перенос производства в Северную Америку и Европу не обязательно предвещает эпоху изоляционизма. На самом деле это может стать предвестником гораздо более хищнической эры «империализма свободной торговли», когда передовые отрасли промышленности даже ближайших союзников Вашингтона, Японии, Южной Кореи и Германии, станут конкурентами.
То, как торговая архитектура Индо-Тихоокеанского региона будет развиваться в краткосрочной перспективе, даст более четкое представление о том, что нас ждет в будущем. Мы увидим, действительно ли американцы отступают за свои океанские рвы или же они ожидают, что мир, развитый и развивающийся, обеспечит пассивный рынок промышленных товаров, на котором Вашингтон вскоре получит неопровержимое преимущество. В краткосрочной перспективе наиболее важным испытанием для этого деглобализирующегося мирового порядка станет ответ Китая. Пекину лучше всего провести предстоящую волну блокировок, переосмыслив свою экономическую роль в мире, поскольку к тому времени, когда он выйдет из паралича, вызванного Covid, он может обнаружить, что его ниша полностью устарела.
СЭМЮЭЛ ГЕДДЕС, австралийский журналист и сотрудник Al Mayadeen English.