Продолжение.
А начало тут
Итак, мы узнали:
1. как устроена монашеская республика на Афоне.
2. кто такие СИРОМАХИ
3. как появились на Афоне русские
4. в каком состоянии к началу XIX оказались монастыри и в частности русский Свято-Пантелеимонов
5. как были связаны сиромахи и о. Иероним – духовник русского монастыря
6. почему русские оказались щедрыми на милостыню
7. какое завещание оставил братии игумен русского монастыря о.Макарий
При о. Иерониме братия русского на Афоне Пантелеимоновского монастыря свято соблюдала правило: благодетельствовать нищим монахам.
При игумене Макарии это правило укрепилось на столько, что для афонской бедноты устроили отдельный скит – Новая Фиваида и больницу.
С бездомными монахами делили трапезу. Им регулярно выдавали вещи и даже деньги – череки (турецкие монеты)
Русские монахи были уверены, что процветание их Пантелеимоновского монастыря происходит именно из-за раздачи этой милостыни. Покровительство убогим и бездомным почитали, как послушание, полученное от Самой Богородицы.
Но 14 августа 1903 года в монастырь поступило письмо из Высшего Правящего Совета Афона - Кинота, в котором выражалось недовольство «бесполезной» и «вредной» милостыней.
В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме — людям, достойным милостыни…Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».
То, что не имеющие крова сиромахи почитались на Афоне, как носители особых знаний, выполняющие подвиг добровольного скитальчества, как сугубые молитвенники, смиряющие тело, часто терпящие насмешки и унижения от самих афонских монахов, - об этом ни слова.
К тому времени череки в Пантелеимоновском монастыре регулярно получали 700 сиромахов (причем, не только русские, а всех национальностей – греки, сербы, богары, румыны) плюс еще тремстам (тем, кто по болезни не способен был дойти до русского монастыря) выдавали милостыню в столице Афона – городе Карее.
Почему так свято выполнялось это послушание, говорит несколько зафиксированных письменно знамений.
Так, в 1895 году сиромахи по обычаю собрались у ворот монастыря. Но эконом русской обители о. Павел вдруг объявил, что милостыни больше не будет вообще. То, что о. Павел скончался от неожиданной болезни буквально через пять дней, монахи восприняли, как знак.
А еще раньше, иеромонаху Нифонту являлась Богородица, возвестив: «Скажи отцу Макарию (игумену), чтоб не затворял ворота, у меня много серебра и золота».
И правда, чем больше раздавали, тем более богател монастырь. В конце XIX в. ему не было равных по территории, количеству церквей, по числу насельников и по экономическому состоянию.
Почему же такая ревность к милостыне со стороны Кинота?
Надо помнить, что отношения русских и греческих монахов не всегда были гладкими. Греки не считали прибывших из России иноков ровней.
В русском монастыре Литургии велись по-гречески. Только после Крымской войны было разрешено русским служить и благословлять еду пару раз в неделю на родном языке. В эти дни монахи-греки байкотировали трапезу.
Они даже составили требование:
1. игуменом может быть только грек, 2. русских в монастыре пусть будет не более трети от всех монахов.
В 1863 году несколько греческих насельников демонстративно покинули Пантелеимонов монастырь.
Дело не ограничивалось одними только словесными перепалками. Доходило и до рукоприкладства.
Из-за наплыва паломников из России пароходы начали вставать на рейде прямо напротив русского монастыря. Для ускоренного прохождения таможни, русские построили причал и пригласили турецкого карантинного чиновника.
Недовольные греки сорвали турецкий флаг и разломали его будку.
Напуганные мнимым "панславизмом" русских, греки в противовес насаждали идеи "панэллинизма". Абсурд обеих идей на Афоне был многим разумным людям очевиден. Но, как это к сожалению бывает, остудить эмоциональный накал было уже слишком трудно.
Дошло до судебных процессов. Греки настаивали на исключительном праве пребывать в исторически русском монастыре.
Разбиралось дело в Константинополе, которому канонически подчинен Афон. Православные судились в турецкой столице…
Вот, что писал граф Николай Павлович Игнатьев – русский посланник в Константинополе: «…не довольствуясь преследованием болгар и арабов, греки хотят выжить и русских с Афона».
Процесс прервался известию о смерти игумена монастыря геронты Герасима – старцу было 103 года.
По традиции нужно было проводить голосование.
Греки и тут попытались провернуть интригу: монахи выбрали игуменом о. Макария. Но Константинопольский патриарх выбор не признал, а направил в русский на Афоне монастырь своих посланников. К ним присоединились и делегаты из Кинота. Но даже под таким давлением монахи повторно проголосовали за русского игумена – о. Макария.
Только после этого напряжение пошло на спад. Новый игумен провел разрешительный молебен, во время которого вся братия искренне помирилась. Но граф Игнатьев решил «подстраховаться». И помог в устройстве обители, в которой могли бы укрыться в случае гонений афонские монахи.
Так появился Ново-Афонский Симоно-Канонитский монастырь – тот самый, в Абхазии.
ПРОДОЛЖЕНИЕ следует...
Подпишитесь, пожалуйста, и я продолжу публикацию:
https://www.instagram.com/g_ggreg/
https://www.youtube.com/channel/UCSS-UNiqCMdiY2MRw2irhIA
Подайте на хлеб автору, пожалуйста:
Спаси Вас БОГ!