В последнее время считается что катастрофа с атомным подводным крейсером "Курск" в 2000 году повлекло наибольшее количество жертв. Действительно, на "Курске" погибло 118 подводников. Однако наибольшее число погибших в истории отечественного подводного флота повлекла катастрофа дизельной субмарины Б-37 в 1962 году.
ВЫХОД В МОРЕ
После поднятия флага и построения экипаж субмарины отправился по штатным местам готовиться к дальнему походу. А спустя некоторое время из рубки потянулся густой дым, из динамиков завопил сигнал "пожарной тревоги" и появились всполохи пламени. Дежурный порта, не оценив опасности, спокойно произнес в динамики оповещения: "Аварийная тревога! Пожар на Б-37! Пожар на Б-37! Повторяю..." Опытный старпом Арнольд Симонян, понимавший, чем все это может закончиться, истошно закричал морякам на соседней субмарине С-350: "Быстрее уходите от нас! Парни, скорее!..". Капитан полыхавшей Анатолий Бегеба тут же доложил о возгорании начальнику штаба Северного флота контр-адмиралу Андрею Юдину.
По словам Капитана Бегебы
Я приказал радистам прыгать на палубу, что бы не отравились ядовитыми газами. А сам побежал в корму, где был аварийно-спасательный люк, по которому можно было проникнуть в седьмой отсек. Не добежал шагов десять... Взрыв чудовищной силы швырнул меня в воду. Я не почувствовал ледяного холода. Контуженный, выбрался на привальный брус и с ужасом посмотрел на то, что стало с лодкой. Развороченный нос медленно уходил в дымящуюся воду
В своих воспоминаниях капитан упустил, что перед мощным взрывом сначала раздался не громкий хлопок. Потом яркая вспышка, предвестник взрыва огромной силы. Словно жестянку он разорвал стальной корпус лодки. Моряки, находившиеся в тот момент на своих местах в Б-37, сразу погибли. Всего 59 человек.
Взрывом покорежило и соседнюю подлодку С-350. Из ее экипажа погибло 11 человек. Взрывная волна убила и людей на берегу. Осколки и обломки субмарины разлетелись так далеко, что достали людей даже за границами пирса.
Версии и причины
Адмирал Сергей Горшков, возглавивший комиссию по расследованию, был уверен, что за все произошедшее ответит капитан. Впрочем как не старалась правительственная комиссия, ни одна из 20 выдвинутых версий не находила бесспорных подтверждений. Знали только одно - рванул погреб с торпедами. Но почему? В конце концов комиссия сосредоточилась лишь на четырех версиях.
- Первая версия. Одна из торпед была повреждена при погрузке на подлодку. Дескать царапины решили "замылить" с помощью паяльной лампы, ставшей причиной возгорания. Впрочем, ни капитан, ни другие выжившие моряки эту версию не подтвердили.
- Вторая версия. В Б-37 в отсутствии капитана(он был в отпуске и вернулся в порт только за день до трагедии) загрузили старые некачественные торпеды. Как написал в рапорте сам Бегеба, по прибытии минер ему доложил: "Товарищ командир, мы приняли не боезапас, а мусор!" Бегеба стал выяснять причину подобного, и оказалось, что все новые торпеды ушли на подлодки, курсировавшие у берегов Кубы. "А нам - второму эшелону - сбросили просроченное торпедное старье, все что наскребли в арсеналах, - не скрывал возмущения капитан. - Хотя мы стояли в боевом дежурстве. Все эти версии про то, что в носу шли огневые работы, паяли вмятины чушь"
Как считал сам Бегеба, у старого баллона выбило донышко, что и значил негромкий хлопок перед взрывом. Струя воздуха ударила по обшивке торпеды, которая, как и остальные находилась в смазке на стеллажах. Под ними же стояли банки с "кислородными консервами" - пластинами регенерации. В итоге воздушно-кислородная смесь обдала масло на торпеде, которое в такой среде воспламеняется само по себе. Пламя за считанные секунды охватило торпеды, а через несколько минут грянул огромный взрыв. Уже после этой трагедии приказом командующего по ВМФ СССР было запрещено хранить емкости с "регенерацией" в торпедных отсеках.
Виновных нет!
Вот что написал в воспоминаниях капитан: Обвинитель задает вопрос: почему воздушные баллоны ваших торпед просрочены с проверкой на два года? Отвечаю: торпеды принимали на лодку в то время, когда я был в отпуске. Я видел только дубликаты их формуляров. В них сроки проверки не записываются. А заносятся они в подлинники, которые хранятся в арсенале. Следующий вопрос: Почему не была объявлена аварийная тревога, все ваши люди бросились в панике в корму? Отвечаю: расположение трупов в отсеках показывает, что каждый из погибших находился там, где обязывала его быть аварийная тревога. Доказательство - акт осмотра корабля водолазами. Еще вопрос: почему вы, командир, бежали в противоположную о пожара сторону - в корму? Отвечаю: люк в носовой отсек без посторонней помощи изнутри открыть невозможно. А кормовой - аварийный - я открыл бы сам. Попасть в лодку в тот момент можно было только через него... Проверили мое заявление на одной из лодок - все точно.
В итоге сенсационный вердикт - командир подлодки невиновен! Военная коллегия Верховного суда, куда обратилась прокуратура за обжалованием вердикта, подтвердила - Бегеба невиновен! Впрочем, понять, из-за чего погибли 122 молодых моряка, так и не удалось.