Найти тему
pro-goszakaz.ru

Срочно узнайте, какие нарушения выявляет ФАС с отчетностью по контрактам

Эксперт журнала «Госзакупки.ру» рассказал, какие нарушения выявляет антимонопольная служба с отчетностью по контрактам. Найдете нарушения с примерами из свежей административной практики.

Напомним, что за неразмещение информации и документов в ЕИС предусмотрен штраф от 50 тыс. до 500 тыс. руб.

Заказчики
обязаны направлять информацию об исполнении контракта и оплате, а также документы о приемке в Федеральное казначейство через реестр контрактов ЕИС. Казначейство проверяет наличие информации и документов и их соответствие требованиям в течение трех рабочих дней с даты их получения. После заказчик получает уведомление. Если в ходе проверки выявят нарушения, сведения передадут в антимонопольную службу. Антимонопольная служба проведет внеплановую проверку. Если нарушение обнаружили — документы передадут в уполномоченный орган для наложения штрафа.

Нарушение 1. Заказчик не разместил сведения о контракте в установленный срок

Заказчик нарушил сроки предоставления информации о контракте в Федеральное казначейство. В
части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик направляет информацию в течение пяти рабочих дней с даты изменения, исполнения контракта или отдельного этапа, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

ПРИМЕР
Заказчик проводил электронный аукцион на закупку защитных тканевых масок для персонала и волонтеров Всероссийской переписи населения. Начальная максимальная цена контракта составила 48 млн 430 тыс. 199 руб. Поставка товара должна была закончиться 11.10.2021 года в соответствии с графиком поставки товара. Поставщик
постоянно нарушал график поставок: по состоянию на 29.10.2021 поставил товар в количестве 540 тыс. 923 маски на общую сумму 25 млн 287 тыс. 185,25 руб., что составило 70 процентов от общего объема обязательств по контракту. Заказчик принял решение от 29.10.2021 № ПС-16-9/4386-ДР об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Регламентированный срок размещения решения об одностороннем расторжении в ЕИС, а также направление решения в адрес поставщика — 02.11.2021. Заказчик не направил информацию о расторжении контракта в реестр контрактов ЕИС. Таким образом
нарушил требования части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ, материалы переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (решение ФАС от 01.12.2021 по делу № 21/44/104/566).

Нарушение 2. Заказчик не разместил информацию об одностороннем расторжении

При одностороннем расторжении контракта, по результатам проведения открытых и закрытых электронных процедур, заказчик формирует решение, подписывает его усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС (
п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

ПРИМЕР
Заказчику требовалось закупить свежий лук. По условиям контракта поставщик обязался поставить лук урожая 2021 года, код ОКПД 2 01.13.43.110 в количестве 3,5 тонны. Начальная максимальная цена контракта составляет 62 тыс. 090 руб. Поставка товара должна была проводиться не более двух раз в месяц с приложением документов о качестве товара. Дата окончания исполнения контракта 31.12.2021.
03.09.2021 заказчик в адрес поставщика направил письменную заявку на поставку товара в количестве 500 кг на сумму 8 тыс. 870 руб. со сроком поставки с 06.09.2021 по 07.09.2021. Но товар не поставили.

30.09.2021 заказчик направил заявку на поставку товара в количестве 1 тонны на сумму 17 тыс. 740 руб. со сроком поставки 06.10.2021. На этот раз товар поставили в полном объеме.

24.09.2021 заказчик направил заявку на поставку 1 тонны товара на сумму 17 тыс. 740 руб. со сроком поставки — 29.09.2021. Но товар не поставили. После этого заказчик направлял письма от 30.09.2021 б/н и от 25.10.2021 б/н с требованием о поставке недостающего товара.

В письме от 27.10.2021 поставщик сообщил о невозможности поставить товар в связи с увеличением цены. В итоге товар был поставлен на сумму 17 тыс. 740 руб., что составило 28,57 процента от общего объема обязательств по контракту. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.10.2021. В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщик не устранил нарушения. Решение вступило в силу, и контракт считается расторгнутым 11.11.2021.

При проведении внеплановой проверки одностороннего расторжения, комиссия ФАС установила, что заказчик не разместил в ЕИС решение об одностороннем расторжении. Материалы переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (
решение ФАС от 24.11.2021 по делу № 21/44/104/551ГОЗ).

Нарушение 3. Заказчик не прикрепил копию контракта после заключения
В течение пяти рабочих дней после даты заключения контракта заказчик обязан направить копию госконтракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)
.

ПРИМЕР
Заказчик проводил
аукцион на закупку работ по строительству. Начальная максимальная цена контракта — 305 млн 465 тыс. 100 руб. Согласно части 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан разместить в реестре контрактов документы и информацию, в том числе копию контракта.

Контракт заключили 26.03.2020, а сведения в ЕИС заказчик разместил только 24.04.2020. Комиссия ФАС установила, что заказчик
нарушил установленный срок. Действия заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.32 КоАП.


При этом комиссия ФАС по контролю в сфере закупок рассмотрела дело только в апреле 2021 года. К тому времени срок давности привлечения к административной ответственности истек (ст. 4.5 КоАП). Комиссия ФАС приняла решение не выдавать предписание (
решение ФАС от 30.04.2021 по делу № П-44/21от 30.04.2021).

Нарушение 4. Заказчик не вправе заключать контракт, который предусматривает поставку еще до заключения контракта

Правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются с момента заключения контракта. Заказчик не вправе заключать государственный или муниципальный контракт в рамках
Закона № 44-ФЗ, который предусматривает поставку товара, выполнение работ, оказание услуг до момента заключения контракта.

ПРИМЕР
Заказчик заключил 10 контрактов на оказание услуг и работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома по цене в размере 900 тыс. руб. Согласно пункту 10.1
контрактов срок оказания услуг «с момента заключения контракта по 31 декабря 2023». В пункте 10.2 контракта установлено, что «на основании пункта 2 статьи 425 ГК действие госконтракта распространяется на фактические отношения сторон, с 1 января 2021 г.». При этом контракт заключили 22 ноября 2021 года. Заказчик пояснил, что исполнитель оказывал услуги с 01.01.2021, за которые требовалась ежемесячная оплата. Кроме того, заказчик сообщил, что оплата за фактически оказанные услуги исполнителем с 01.01.2021 не осуществлялась, отчетные документы в ЕИС не размещались.

Комиссия ФАС признала, что заказчик нарушил
часть 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Исходя из комплексного толкования положений Закона о контрактной системе, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК не представляется возможным. Правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта. Заказчик не вправе заключать государственный или муниципальный контракт, который предусматривает поставку товара, выполнение работ, оказание услуг до момента заключения контракта (решение ФАС от 17.01.2022 по делу № П-8/22).

#44-фз #44фз #ФАС #федеральная антимонопольная служба #судебная практика #госзакупки #госзаказ #контракты