Раскрывали ли вы когда-нибудь, спустя годы, тайны своей молодости? Ну, вот так, чтобы поразиться самому и поразить всех насмерть? Со мной, к сожалению, ничего такого не случалось, а вот с героем книги «Предчувствие конца» Джулиана Барнса именно это и произошло.
Письмо адвоката, полученное спустя сорок лет после окончания университета, заставляет Тони Уэбстера вспоминать приятные и неприятные подробности своей молодости: четверку школьных друзей, споры до хрипоты, первую любовь и трагедию расставания.
Неспешное повествование, рассуждения о истории и памяти, о субъективности времени, в общем, все как принято у английских классиков. Кажется, что ничего не сможет потрясти этот уютный, устоявшийся мир героя, соединившего начало и конец своей жизни ровной, без узелков и разрывов, нитью. Не раздражают даже умиления без капли объективности, когда герой вспоминает свою юность и рисует нам образ рыцаря с загадочной душой, непонятого своей избранницей.
Хотя, все же неловко читать от лица 60-летнего героя какие-то сентиментальные романтические мысли, философские рассуждения уровня среднего колледжа, воспоминания о высокопарных спорах с учителем о сути времени.
Но как-то постепенно картина проясняется и становится все жестче, ставя в тупик новыми открывшимися фактами или выплывшими из памяти образами. Уже не понимаешь, то ли память подводит героя, то ли он никогда и не знал всей правды, то ли уязвленное самолюбие заставляет превратно истолковывать события. Идиллия повествования нарушается сомнениями в нем и его поступках, уже не знаешь – верить ли человеку, жившему как страус – с головой в песке.
И вот в финале ты получаешь такой удар в солнечное сплетение, что не можешь вдохнуть и разогнуться от изумления и шока! Как, как такое может быть? Как история о любви и дружбе превратилась в угрызения совести и глупую, запоздалую попытку осознать, что главный герой, Тони Уэбстер, ничегошеньки не знает о том, что случилось с его друзьями сорок лет назад.
Отдайте мне дневник Адриана! Я все еще хочу поставить мой перевернувшийся мир на место!
Половина читателей в Литресс советует не брать в руки эту мерзкую книгу никогда, а половина считает, что роман-новеллу, длиною всего 200 страниц, должен прочитать каждый.