Статья рассказывает о творчестве и боевом пути самых известных поэтов-фронтовиков, которые написали множество выдающихся произведений о Великой Отечественной.
«Я убит подо Ржевом». История Александра Твардовского.
Александр Трифонович Твардовский с юности начал заниматься творчеством. Герой участвовал в Польском походе и в Советско-финляндской войне. В этот период создал цикл стихов "В снегах Финляндии".
Твардовский проходит всю Великую Отечественную военным корреспондентом. В 1942 году выходит легендарная поэма «Василий Теркин», которая по праву вошла в золотой фонд литературы времен Великой Отечественной.
Во фронтовой лирике Твардовского особенно выделялись баллады – которые отражали героическую народную борьбу. Так, в «Балладе о товарище» поэт тонко передает психологическое состояние бойцов, раскрывает огромную нравственную силу фронтового братства. В балладе с суровой правдой рассказано об отступлении, о долгом и трудном пути на восток:
Быть может, кто-нибудь иной
Расскажет лучше нас,
Как горько по земле родной
Идти в ночи таясь
Как трудно дух бойца беречь,
Что чуть скрываясь в тень,
Чужую, вражью слышать речь
Близ русских деревень
В годы Великой Отечественной Твардовским написано множество выдающихся произведений. Но и после боев поэт продолжил творчество. Так, в 1946 Александр Трифонович создал одно из самых пронзительных произведений – «Я убит под Ржевом». Стихотворение воспринимается, как завещание всех павших, не доживших до Победы.
В основу произведения легло увиденное поэтом во время поездки в район Ржева в 1942, а также впечатления Твардовского от общения с фронтовиками.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна, ни покрышки…
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю:
Наш ли Ржев наконец?
Одним из прообразов для стихотворения стал Владимир Петрович Бросалов - рядовой боец, который был тяжело ранен в боях за Ржев. Случилось так, что Бросалов, оглушенный взрывом, пролежал под землей без сознания больше полутора суток. Владимира Петровича нашли через два дня. Среди черных воронок подбирали убитых. Кто-то увидел торчащий из земли у подножия холма носок сапога. «Да он шевелится!» — закричал один из бойцов. Воскресший из мертвых, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней до очередного наступления.
В дальнейших боях во время атаки Бросалов был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Примечательно, что после первого ранения матери Бросалова отправили похоронку, и в госпитале, куда приехал Твардовский, мать встретила своего израненного, но живого сына.
Александр Трифонович Твардовский вошел в историю как выдающийся фронтовик-литератор.
«Жди меня, и я вернусь!». История Константина Симонова.
Константин Михайлович Симонов внес огромный вклад в литературу. Главной темой творчества стала Великая Отечественная, которую герой прошел с первого и до последнего дня.
Свой путь фронтового корреспондента Симонов начал в 1939 году во время боев на Халхин-Голе. Тогда Константина Михайловича особенно поразила атака во время Баин-Цаганского сражения, когда советские танки с марша пошли в контратаку на прорвавшиеся японские части и смогли переломить ход сражения. Обе стороны понесли значительные потери. В боях погиб командир танковой бригады Михаил Павлович Яковлев.
Потрясенный увиденным, Симонов написал стихотворение «Танк»:
Вот тут он, все ломая как таран,
Кругами полз по собственному следу.
И рухнул, обессиливший от ран,
Купив пехоте трудную победу…
А затем началась Великая Отечественная. Летом 1941-го Симонов оказался на Западном фронте, где разыгрывалась настоящая катастрофа. Красная Армия под натиском вермахта отступала и терпела поражение.
30 июня Константин Михайлович стал свидетелем настоящей драмы. Советским ВВС во что бы то ни стало нужно было разрушить переправы через реку Березина. Из-за отчаянного положения на дневное задание отправили устаревшие бомбардировщики ТБ-3. И на глазах военкора произошел неравный воздушный бой, который впоследствии стал одним из самых сильных эпизодов романа «Живые и мертвые». А самое главное, что Константин Михайлович писал по реальным событиям!
В августе 1941 Симонов создал пронзительное стихотворение «Жди меня»:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Симонов в годы Великой Отечественной написал множество выдающихся произведений, среди которых были стихотворения «Сын артиллериста», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». А одним из ярчайших произведений стал роман-эпопея «Живые и мертвые».
Командиры отмечали, что Константин Михайлович Симонов всегда предпочитал находиться на передовой, даже во время боя или обстрела, он видел и знал ту правду о войне, которую могут знать только те, кто побывал на переднем краю.
«Ныне отчизне я жизнь отдаю». Подвиг Мусы Джалиля.
Муса Джалиль был не только выдающимся поэтом, но и человеком железной воли, убежденным коммунистом, участвовал в Гражданской войне. С началом Великой Отечественной, окончив курсы политсостава, отправился на фронт. Поэт целиком отдавался своей работе.
Муса Джалиль служил на Ленинградском и Волховском фронтах корреспондентом газеты «Отвага» печально известной 2-й ударной армии.
В 1942-м году 2-ая ударная пыталась прорвать блокаду Ленинграда, но в итоге ее наступление закончилось катастрофой. Армия попала в окружение посреди болот, места тех боев называют «Долиной смерти». Пробиваясь из котла, Муса Джалиль был тяжело ранен и попал в плен.
В немецком концлагере продолжил писать стихотворения и вести подпольную борьбу с врагом! Созданные в заключении произведения объединены в сборки «Моабитская тетрадь». Вот один из фрагментов этой тетради, стихотворение «Прости, Родина»:
В содрогающемся под бомбами,
Обреченном на гибель кольце,
Видя раны и смерть товарищей,
Я не изменился в лице.
Слезинки не выронил, понимая:
Дороги отрезаны. Слышал я:
Беспощадная смерть считала
Секунды моего бытия.
Никакие пытки не сломили героя, который, не предав своих убеждений, был казнен немецкими палачами. О зверствах нацистов Муса Джалиль написал стихотворение «Варварство», вот его отрывок:
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
«Бери шинель, пошли домой». История Булата Окуджавы.
Булат Шалвович Окуджава с юности стал писать стихи. В 1942 добровольцем пошел на фронт. Служил минометчиком, был ранен.
Окуджава написал легендарные песни, которые были исполнены в военных фильмах. Среди них была «Нам нужна одна победа», прозвучавшая в драматической картине Андрея Сергеевича Смирнова «Белорусский вокзал».
Здесь птицы не поют, деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым.
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим.
Пожалуй, самым пронзительным произведением поэта стала песня «Бери шинель, пошли домой», которая раскрывает образ пехотинца, прошедшего всю Великую Отечественную:
А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счёты,
Бери шинель, пошли домой!
«Я только раз бывала в рукопашной». История Юлии Друниной
Юлия Владимировна Друнина – талантливая поэтесса, основной темой творчества которой стала Великая Отечественная. С началом боев 17-летняя Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину.
Когда немцы подходили к Москве, Юлия выезжала на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Здесь она впервые в жизни попала под бомбёжку, после которой потерялась и отстала от своей группы. Девушка блуждала до тех пор, пока не наткнулась на бойцов, которым нужна была санитарка. Так Юля оказалась на фронте. В 1941 она попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а Друнину сильно оглушило.
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
После этого Юлию Друнину оправили в тыл, но она вновь рвалась на фронт. Друнина становится санинструктором 667-го стрелкового полка 218-й стрелковой дивизии.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
В одном из боёв Юлию ранило осколком снаряда в шею. Она не поняла серьёзности раны, и продолжила спасать жизни, просто перебинтовав шею. В какой-то момент силы вдруг оставили её, ушло сознание. Она очнулась на больничной койке, а склонившийся над ней врач только покачивал головой. Осколок находился в нескольких миллиметрах от сонной артерии — ещё чуть-чуть, и конец.
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Музей Победы
Узнать больше о фронтовых поэтах вы можете в экспозиции Музея Победы «Подвиг Народа». Здесь на площади 3 тысячи кв. метров представлен вклад в Победу тысяч рядовых граждан страны, деятелей науки, медицины, культуры, всех, кто самоотверженно трудился на благо страны в тяжелые годы Великой Отечественной войны.