Мужчины в платьях на обложках глянцевых журналов, женщины в бесформенном оверсайзе: конец моды или ее возрождение?
Женский и мужской гардероб никогда не существовали отдельно друг от друга и с древних времен обменивались идеями и вдохновением. Недавно исчезновение гендерных границ было приемом эпатажа на подиуме, а сегодня стало заметным явлением: агендерные и унисекс коллекции и линии появляются не только в модных домах, но и в масс-маркете.
Разберемся, чего же хотят женщины и мужчины, которые выбирают одежду противоположного гендера, как отвечают модные марки на их запрос и при чем тут поколение Z.
Наблюдая за актуальными показами моды, где девушки демонстрируют брюки и строгие пиджаки, а юноши — блузки и юбки, неправильно было бы утверждать, что стирание гендерных границ в моде — это явление нового времени.
Каблуки, возможно самый женственный элемент современной моды, придумали мужчины. Их назначение было сугубо практическим: так удобнее передвигаться по залитым нечистотами средневековым улицам и ездить верхом так, чтобы обувь не скользила в стремени. Женщины приобщились к тренду не ранее XVII века.
Что такое гендер и где его границы
Гендер — это спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться внешний вид, поведение, социальная роль. Не является синонимом пола и не связан с сексуальной ориентацией
Стирание гендерных границ в моде выражается в 3 направлениях:
- новая маскулинность — более мягкие, яркие и декоративные мужские образы,
- новая женственность — агрессивные и сильные образы,
- унисекс — универсально удобная одежда без различий в крое и стилизации.
Первые два тренда проще увидеть на подиуме или в стритстайле, третий — в масс-маркете.
Как появилась гендерфлюидная мода
Даже привычная граница между «мужским» — практичная и удобная одежда — и «женским» — нарядная и нарочито сексуальная — тоже не всегда была такой.
Розовый и голубой
Примерно до 1940-х годов розовый считался типично мужским цветом, а голубой — женским. Эта идея работала на уровне символов: розовый — это смягченный красный, активный и сильный цвет крови и огня, голубой — спокойный и мягкий оттенок синего, цвета моря и неба. Детская одежда в принципе была одинаковой до современной эпохи: даже на классических портретах юных принцев и аристократов изображали в платьях и лентах.
Трудно выяснить, почему концепция гендерной принадлежности цвета поменялась на противоположную. Скорее всего, это была совокупность факторов и маркетинговых стратегий производителей одежды — разделение детской одежды на мужскую и женскую провоцирует покупать больше, а розовый казался особенно привлекательным после характерных темных цветов периода Второй Мировой, помогая женщинам передать в одежде ощущение новой радости жизни.
Денди и реформистки
Например, викторианская эпоха в Англии отмечена как мужским модным движением дендизма, так и женским движением за реформу одежды. Денди во главу угла ставили элегантность и продуманность наряда. Реформистки — удобство и свободу движений.
Классический словарь Larousse дает следующее определение денди: «Элегантный щеголь, главное занятие которого – блистать своими туалетами». В Англии и Франции дендизм сложился в культурное явление, включающее не только умение одеваться, но и манеру речи и особую философию. Костюм денди никогда не был кричащим, но имела значение каждая деталь: щеголей узнавали по всегда чистым перчаткам, особым узлам галстука, особой тонкости материала одежды. Например, ткань фрака протирали наждачной шкуркой, создавая эффект «антикварной» поношенной ткани: чем не предвестник современной моды на потертые джинсы.
Важный момент: денди были не модниками, а лидерами моды. Они не следовали за трендами, а задавали их. Тем временем для женщин более актуальным вопросом стало удобство. Уже в 1860-х годах женщины наряду с мужчинами стали играть в крокет, затем популярными занятиями стали теннис и катание на коньках. В обществе начались жаркие споры о пригодной для этих занятий одежде. Но брюки на женщине были скорее исключением, чем правилом вплоть до 20-х годов XX века, когда такие модельеры, как Жан Пату, Эльза Скиапарелли и Габриэль Шанель запустили спортивные линии модной одежды.
1970-е и роль рок-н-ролла
Самое заметное стирание гендерных границ в новейшей истории моды началось, вероятно, в 1970-х. Зарождение рок-н-ролла и феномена популярной музыки в целом было тесно связано с агрессивной маскулинностью: тяжелые ботинки, джинсы и кожаные куртки — одежда, придуманная для военных, рабочих, путешественников. Протестная волна нового поколения музыкантов своим инструментом отмежевания от «генеральной линии» выбрала гламур, как противоположность всему привычному: так появился глэм-рок и рокеры в бархате и стразах, на каблуках и с макияжем. О его представителях говорили «достаточно мужественные, чтобы выглядеть, как женщины».
Настоящей иконой моды того времени стал — и продолжает ей быть — британец Дэвид Боуи с его имиджем андрогинного инопланетянина. В чем-то он задал вектор современной моде и ее основной идее — «нет» стабильности, «да» изменчивости. Костюмы и макияж альтер эго Боуи создавали японский дизайнер-авангардист Кансай Ямамото и французский визажист Пьер Ларош, который после сотрудничества с Боуи стал стилистом Мика Джаггера. Выставка David Bowie is 2013 года в лондонском Музее Виктории и Альберта стала самой популярной в истории: ее посетили полтора миллиона человек со всего мира. А образы, вдохновленные его стилем, продолжают появляться на подиуме уже десятки лет.
1980-е и 90-е: power suits, гранж и минимализм
В конце XX века женские и мужские костюмы не столько сливались в единое целое, сколько обогощали друг друга. В мужской одежде появились яркие цвета и громкие детали вроде золотых цепочек. Женский стиль стал более агрессивным. Наконец, активное участие женщин в бизнесе породило новый образ: безупречный деловой костюм с широкими плечами, как униформа яппи, новых профессионалов и карьеристов, не важно какого пола. А разрушение гендерных границ в начале 1990-х гг. привело к популярности у обоих полов спортивной одежды, удобной для всех: особый акцент ставился на технологичность тканей, продуманность конструкций, свободу движений.
В то же время модный стиль гранж опирался на эстетику андрогинности, игнорируя различия в форме, цвете, фактурах одежде и взамен предлагая свободу творчества без ограничений. Это необычный способ ношения вещей, небрежность, вещи oversize, переработка старых вещей, сложные цветовые гаммы, странные пропорции.
Третьей опорой стирания гендерных границ в моде конца XX века стал минимализм, как способ возвращения к ясности и простоте форм. Этот тренд был вдохновлен японской культурой и дзен-буддизмом и опирался на функциональность, отказ от излишеств, гендерную нейтральность цвета и кроя. В 1993 появился первый революционный унисекс-аромат — Ck One for men and women Кельвина Кляйна.
Почему поколение Z стирает гендерные границы
Поколением Z называют тех, кто родился в период с 1995 года по 2010, сейчас им 12-27 лет. По данным опросов, более половины зумеров покупают одежду, предназначенную для другого пола. Важные ценности поколения — многообразие красоты и отсутствие стандартов, гендерная нейтральность и равенство. Зумеры всерьез борются за право быть теми, кем хочется, жить вне рамок пола. И модная индустрия принимает это желание. Хотя еще несколько лет назад попытка отказаться от бинарной — есть мужчины и есть женщины — картины мира воспринималась, как вызов.
Дебютная мужская коллекция Алессандро Миккеле для Gucci в 2015 году включала шелковые блузки с бантами и бабушкины шубы.
В 2017 году один из крупнейших британских ритейлеров John Lewis отказался от бирок с обозначением пола и перемешал коллекции детской одежды в своих торговых залах.
В России одной из первых на тему высказалась дизайнер Татьяна Парфенова. К сезону осень-зима 2019 она выпустила капсульную коллекцию They, посвященную размытию гендерных границ в моде: на подиуме коллекцию представляли юноши-модели в платьях в пол. По словам дизайнера, «They — это история героев, происходящая при условии, когда костюм — абсолютный синоним платья, а история моды зациклена на одном и том же. Для женщин и мужчин. Полюса противоположностей, меняясь местами, уравновешиваются единством».
В том же 2019 году американский Teen Vogue назвал молодого дизайнера Романа Уварова восходящей звездой, который видит себя вестником перемен, особо отметив нестандартную для консервативной России точку зрения. Молодое поколение дизайнеров хочет создавать моду для всех, не только для избранных и идеальных, и ищет свой собственный модный язык для передачи этой идеи.
Конечно, откровенно женский крой в мужской одежде и прочие эпатажные силуэты находят отклик, в первую очередь, в больших городах у представителей арт-тусовки. Бренды с широким охватом выбирают стратегию одежды унисекс: нейтральные цвета и модели, которые подходят всем, базовая одежда без особой индивидуальности, которая на первый план выводит личность того, кто ее носит. Это подход как хвалят, так и критикуют: с одной стороны, это действительно мода для всех. Но другой стороны, высокая мода никогда не была «базовой» и утилитарной, а всегда была про поиск себя, яркие выразительные средства, преодоление ограничений.
Сейчас стирание гендерных границ в моде уже стало более обыденным явлением: во многом это вопрос комфорта и свободы. Массовые марки вроде H&M, Uniqlo и Zara, присоединяясь к популярному движению, не просто «ловят хайп», но и отвечают на запросы аудитории.
- Мужчины в женской одежде ищут более интересную цветовую гамму, разнообразие моделей и яркость.
- Женщины, которые покупают одежду в мужском отделе, ищут более качественные материалы и продуманные детали, наличие карманов и отсутствие раздражающих цветочков, страз и рисунков.
Самые интересные агендерные марки
Pangaia
Бренд Pangaia стремится сохранить окружающую среду, поэтому использует инновационные материалы вместо хлопка — волокна из морских водорослей, вместо утиного пуха — натуральный цветочный пух. Базовые агендерные вещи подойдут всем, но ассортимент ограничен: футболки, толстовки, треники, ветровки, куртки и кепки. Даже красители бренд получает из растений, овощей и фруктов, а насыщенность цвета фиксируют мятным маслом. Получается два в одном: стирание гендерных границ и sustainability, забота об окружающем мире. Одним из идейных вдохновителей проекта является Мирослава Дума и ее компания инновационных технологий Future Tech Lab.
CILIUM (F.K.A. TILLY AND WILLIAM)
Дизайнеры марки из Бруклина разработали «гендерно нейтральную» одежду, которые можно трансформировать под потребности: один и тот же предмет можно носить как топ, брюки, платье и так далее.
Post post scriptum
Московский проект «создает одежду, которая не заставляет быть конвенциональными мужчинами или женщинами, она просто не мешает быть собой». Слоган бренда — «Мы переосмысляем норму».
Nicopanda
Гендерно-нейтральная одежда не обязательно должна быть бесформенной и землисто-бежевой. Бренд Николы Формичетти изобилует смелыми цветами и яркими принтами и известен коллаборациями с такими брендами, как Amazon Fashion Europe, Nordstrom and Hanes, Lane Crawford, Hello Kitty и MAC.
Harris Reed
Дизайнер, который сшил платье, в котором певец Гарри Стайлз появился на обложке Vogue. Его культовые широкополые шляпы носит Эмма Коррин, а блузки с бантом обожает Адель. Визитная карточка Рида — микс конвенционально мужских и женских элементов в образах. Например, брючный костюм с кринолином или каблуки и смокинг.
Random Identities
Бренд Стефано Пилати, бывшего креативного директора Yves Saint Laurent, Zegna и Agnona. Дизайнер считает, что делает одежду для всех, кто обладает достаточной внутренней свободой, независимо от пола, возраста или социального статуса. Первая коллекция лейбла исследовала тему униформы и базового гардероба без гендерного посыла.
Плюсы и минусы агендерной моды
Пока кто-то считает мужчин в юбке концом света и моды, другие называют агендерность одежды ренессансом Haute Couture, которая исчерпала другие способы развития. Это способ сделать одежду интересной, переосмыслить нормы, придумать что-то новое как в сфере искусства моды, так и в обыденной жизни.
Справа: Джонатан ван Несс на обложке Cosmopolitan, январь 2020
Мода не существует без запроса и всегда отвечает на исторические и социальные реалии. Даже Донателла Версаче, воплощение сексуальности и женственности в люксе, считает: «Молодое поколение не думает о гендерных условностях. Я не говорю о том, что все мужчины должны носить юбки, но границы между тем, что могут и не могут носить мужчины и женщины, уже стерлись».
Не стоит забыть и о том, что глобально переизобрести одежду мы еще не смогли, это требует принципиально новых технологий и материалов. Нейтрально гендерная одежда по-прежнему шьется по мужским или женским лекалам или использует такой крой, который подойдет всем: отсюда оверсайз, широкие плечи и бесформенные силуэты. Тренд на подчеркнуто мужественную или подчеркнуто женственную одежду может вернуться, если общественное мнение изменится, но пока боли молодого поколения связаны с ограничениями свободы и стигматизацией личных особенностей. А значит, у агендерной одежды есть будущее.
О том, как создать успешный бренд, который отвечает потребностям аудитории, мы учим на курсе Fashion Impulse Pro
За 4 месяца вы вместе с экспертами пройдете путь от идеи бренда до четкой стратегии бизнеса, определитесь с нишей и разработаете свою первую коллекцию. Вы узнаете, как разработать ценности и миссию бренда, чтобы привлечь нужную вам аудиторию.