Мы продолжаем вам рассказывать о Региональном форуме учителей истории «Современные аспекты преподавания истории в школе». В мире педагогического сообщества форум стал первым и самым масштабным событием очного формата после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса.
Принятые меры безопасности помогли участникам, спикерам и экспертам вернуться в очный формат проведения мероприятий, поучаствовать в живых дискуссиях.
Напомним, что первый день работы включал пленарную сессию и секции, в ходе которых обсуждались центральные вопросы: сохранение исторической памяти, переход на обновленные ФГОС, развитие воспитательной составляющей на уроках истории. Программа второго дня – это педагогический практикум по двум направлениям «Образовательные события в рамках урочной деятельности» и «Образовательные события в рамках внеурочной деятельности».
Форум проходил в дни «Крымской весны», когда наша страна праздновала воссоединение Крыма с Россией. Это дни, когда для всех нас и для самого полуострова открылась новая страница в истории. Организаторы мероприятия не могли упустить возможность и в торжественной обстановке поздравили участников мероприятия с праздником.
Педагогический практикум был подготовлен педагогами гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина г. Калининграда. Эта образовательная организация была выбрана для трансляции педагогических наработок не случайно: гимназия активно участвует в апробации обновленного ФГОС, реализует программу по олимпиадной подготовке по истории, кроме того, ведет активную работу по внутришкольному повышению квалификации учителей.
В контексте первой секции было продемонстрировано несколько моделей урока в формате видеозаписи: «классический урок», «урок в пространстве гимназии» и «сдвоенный урок». Их обсуждение проходило с точки зрения соответствия ФГОС. Также говорили о формулировке целей и планируемых результатов. Модератор секции Дмитрий Буянский, кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания СОШ г. Пионерский, методист КОИРО, объяснил, что формулировки должны быть конкретными и должны отражать непосредственно учебную деятельность школьников на уроке. Совместно коллеги пытались ответить на вопросы, например, как могут быть реализованы цели и как это может выглядеть на практике в плане урока и на самом уроке.
Обновленный ФГОС ставит перед учителем задачу повышения учебной самостоятельности школьников. Педагоги смогли взять себе на заметку не только модели уроков, но и подход к их организации и планированию.
Экспертом секции выступила Людмила Жданович, кандидат исторических наук, доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта.
Если говорить о содержательной части второй секции, безусловно, живой отклик вызвал вопрос преподавания краеведения. Говорили об интеграции краеведения в историю России и во всеобщую историю. Как уместить преподавание в отведенное количество часов? Какие выбрать формы? Также обсуждались вопросы функциональной и читательской грамотности.
Экспертом секции выступил Геннадий Кретинин, доктор исторических наук, профессор Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта
Как отметил модератор секции Константин Осетинский, учитель истории и обществознания, заместитель директора гимназии № 40, несмотря на то, что тематика секции – «Образовательные события в рамках внеурочной деятельности», те находки и методические приемы, которые были представлены на встрече можно применять и в урочной деятельности.
На секции был продемонстрирован «урок олимпиадной подготовки», в рамках профильного преподавания истории, «занятие в музейном пространстве» и «урок-виртуальная экскурсия».
Один из уроков – «Страницы истории российской дипломатии на карте Калининграда», был подготовлен в формате «дети-детям». Свой опыт представляла Ангелина Саенко, учитель истории и обществознания гимназии № 40. Педагог является куратором гимназического проекта «Школа юного дипломата». Проект уже долгие годы реализуется учебным заведением совместно с представительством МИД в г. Калининграде. Именно поэтому среди почетных гостей форума был представитель Министерства иностранных дел Павел Мамонтов. На встрече Павел Анатольевич подчеркнул важность партнерства между органами исполнительной власти и образовательными учреждениями в различных образовательных проектах.
Интересным опытом делились и гости форума. Учитель истории лицея № 10 г. Советска Владислав Евсеев рассказал о школьном проекте «От Тильзита до Советска». Об истории области педагоги решили рассказать школьникам в формате видеосюжетов. Проект - это серия 3-минутных роликов, когда дети сами находят исторические объекты, снимают их на видео и рассказывают о них.
Проект «История на двух колесах» реализуется в СОШ № 1 г. Светлый. Педагог Сергей Горбунов рассказал, что школа регулярно устраивает велопробег по области, и даже выиграла грант, благодаря которому были закуплены велосипеды. Маршрут выбирается не случайно – в рамках поездки ребята посещают исторические памятники региона.
Как отметила Ирина Позднякова, начальник департамента модернизации образования Министерства образования Калининградской области, важно, что сегодня шло обсуждение преподавания истории родного края не только коренными калининградцами, но и педагогами, переехавшими в регион из «большой России»: «Очень важный аспект – что история Калининградской области - это история России внутри России, а никак не отдельная часть истории нашей страны».
Модератором круглого стола, где подводились итоги форума, в составе ведущих образовательных событий, экспертов и модераторов, выступила Лилия Зорькина, ректор Калининградского областного института развития образования. Лилия Алексеевна предложила участникам поделиться впечатлениями о содержательном и организационном аспектах завершающегося мероприятия. Многие из участников выразили мнение, что форум необходимо транслировать на всероссийский уровень и приглашать к участию педагогов из других регионов.
Впечатлениями о мероприятии поделилась и Ирина Позднякова: «Для меня было важно, что на всех площадках красной нитью прослеживались вопросы реализации региональных проектов национального проекта «Образование», региональных проектов, которые были инициированы нашими педагогическими сообществами: это и «Звезда будущего», и «Дети-детям». Много говорили о ФГОС с его обновленными функциями, о функциональной грамотности – и вчера, и сегодня это были не просто слова – педагоги показывали это на практике на своих уроках, на своем опыте».
Также было отмечено, что форум явился многоаспектным событием, которое позволило участникам выстроить профессиональный диалог. Татьяна Мишуровская, директор гимназии №40 подчеркнула, что «дискуссия об обновленных стандартах, значимости региональной истории в содержании исторического образования, явилась, своего рода, интерактивной экспресс-формой совершенствования профессионального мастерства участников. Именно личность учителя, его заинтересованность в исследовательском поиске, открытость процессам социальных преобразований, потребность во взаимодействии с партнёрами рассматриваются сегодня как ключевые факторы повышения качества исторического образования».
Участники мероприятия выразили благодарность организаторам события в своих отзывах. Педагоги говорили о «насыщенной программе, интересных мыслях и идеях, которые прозвучали на встрече, и, которые можно использовать в работе». «Содержание форума понравилось разносторонней информацией». Было отмечено, что «спикеры в ходе дискуссии активно использовали наглядный материал и практические задания». Также для учителей были актуальны проработанные на форуме вопросы обновленных ФГОС, функциональной грамотности, современных методов и форм работы на уроках истории и обществознания.
Благодарим команду организаторов КОИРО, педагогический коллектив гимназии № 40, экспертов и модераторов за слаженную и профессиональную работу по организации и проведению регионального форума учителей истории.
Благодаря вам форум удался и стал действительно важным и актуальным событием в мире педагогического сообщества Калининградской области!
#КОИРО39 #форумучителейистории #МПГУ #школа2100 #БФУ #Трусенева #Минобр #ЯнтарьХолл #функциональнаяграмотность #ФГОС #МИД