В марте мы отмечаем день рождения народного артиста РФ Юрия Богатырева (1947 – 1989). В этом году ему могло бы исполниться всего 75 лет.
А умер он молодым – в 41 год. С тех пор прошло уже больше тридцати лет, но и сегодня роли Богатырева в театре и кино помнят и любят. Разве можно забыть его Егора Шилова из истерна Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» – роль, которая и сделала Богатырева известным? Или делового Штольца из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», или нелепого зятя Тасика из «Родни», или верного Филиппка из «Объяснения в любви» Ильи Авербаха? Ромашку из «Двух капитанов», Саяпина из «Отпуска в сентябре», Сержа из «Неоконченной пьесы для механического пианино»… Что ни роль – событие, что ни образ – совершенно живой человек.
Юрий Богатырев не сразу определился с выбором профессии. В юности увлекался живописью – после восьмого класса три года учился в Художественно-промышленном училище имени Калинина, собирался стать художником по тканям и коврам. Одновременно занимался в кукольной студии при Доме пионеров Басманного района Москвы. Интерес к театру в результате пересилил, хотя рисовать он продолжал всю жизнь. В 1966 году Богатырев поступил в Щукинское училище на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева. Набор был ярким: среди его однокурсников – Наталья Варлей, Наталья Гундарева, Константин Райкин.
«Катин-Ярцев был гениальным руководителем курса, – вспоминает в книге Натальи Бобровой «Юрий Богатырев: не такой, как все» Александр Ширвиндт – Когда я приходил к нему домой, то видел: на полу лежали этакие простыни-транспаранты. Написано, положим, “Богатырев” – и от этого квадратика с фамилией шли стрелки в разных направлениях к другим квадратикам. Это было обозначение вех творческого пути Юры – что он уже сыграл, что он показывал самостоятельно, куда его вести дальше, где искать материал... Причем Катин-Ярцев делал такую учебную схему-“разблюдовку” на все четыре года для каждого студента!»
Творческий путь студента Богатырева складывался удачно: после института, в 1971 году, он попал в «Современник». Хотя мог бы и во МХАТ – Олег Ефремов звал его и Константина Райкина. В 1987-м сам Юрий Георгиевич рассказывал об этом в интервью Вадиму Вернику, тогда молодому корреспонденту газеты «Московский комсомолец».
«– Олег Николаевич приглашал нас с Костей Райкиным, моим товарищем и однокурсником, в Художественный театр сразу после окончания училища.
– Почему же вы отказались?
– Два часа у нас была беседа с Ефремовым. Он рисовал довольно мрачную картину, которая существовала во МХАТе, после чего сказал: “Ну вот, ребята, решайте”. И мы испугались.
Думаю, что поступили правильно, выбрав тогда “Современник”. Мы все время были в работе, а во МХАТе той поры могли тихо и спокойно затеряться.
– И все-таки позже вы стали актером МХАТа...
– Да, посмотрев спектакли, сделанные Ефремовым в Художественном театре, я понял, как это интересно. И с другой стороны, я внутренне уже был готов, имея за плечами опыт шести лет работы в “Современнике”».
Во МХАТ Богатырев пришел в 1977-м: он был приглашен на роль Фурманова в спектакле «Мятеж». Играл Алексея Турбина в «Днях Турбиных» в постановке Леонида Варпаховского, Евгения в «Эльдорадо» в постановке Олега Ефремова, Зибенгара в «Возчике Геншеле», Илью Николаевича в спектакле «Путь».
В 1981 году в Художественном театре начались репетиции «Тартюфа» – комедию Мольера ставил Анатолий Эфрос. Спектакль создавался в радости, в полном согласии режиссера и артистов. Богатырев невероятно смешно и по-вахтанговски гротескно играл Клеанта.
Из воспоминаний Александра Калягина, выходившего в роли Оргона:
«Эфрос пришел во МХАТ к незнакомым актерам, и он пробовал... Он пробовал нас, наши возможности, их амплитуду. И, конечно, в этом спектакле использовал все наши сильные качества. Взять Клеанта Юрия Богатырева. Это же гениальное решение! Эта роль – самая скучная в пьесе Мольера: моралист, который бесконечно много говорит, всех наставляет. Но Юра играл такого... пустозвона! Звон стоял от его морали, абсолютный дурак, который не понимает, что несет и где несет. А с какой скоростью это говорилось! Его Клеант багровел, синел... Оргон несколько раз пытался его остановить: куда там! Тогда я разводил руками и обращался к зрителям: что, мол, с ним! А тот летел, как с горки, только увеличивая темп, брызжа слюной. Когда он выплевывал последнее слово монолога, разражались бешеные аплодисменты».
Через год Эфрос поставил «Живой труп» Льва Толстого – и тут Богатырев сыграл полярную роль: Виктора Каренина, человека слова и чести, немногословного и абсолютно надежного.
Художник по костюмам Валентина Комолова рассказывала, что артист принимал самое деятельное участие в обсуждении костюма своего героя:
«Работа художника по костюмам полна психологических нюансов. Когда актер перед зеркалом примеряет костюм своего персонажа – это всегда очень интимный момент... От художника по костюмам артист ждет вдохновляющей помощи. И когда эта помощь приходит и происходит совпадение взглядов, рождается персонаж – это настоящее счастье.
Именно такое слияние произошло у нас на этом спектакле. Мне было очень дорого внимание Юры Богатырева, не только как артиста, но и как художника. Юра приносил свои эскизы к его идеям, выказывал восхищение моими работами, что трогало и окрыляло».
В «актерской сборной страны», которую тщательно подбирал во МХАТе Олег Ефремов, Богатырев занял особое место. Вроде бы в ролях недостатка не было – он был введен на роли Тригорина в «Чайке» и Полуорлова в комедии «Старый Новый год», играл Юрика и Табака в «Перламутровой Зинаиде», Федора Ивановича в «Чокнутой», незадолго до смерти начал репетировать в «Варварах» Горького.
И все же оставалось чувство, что его талант крупнее предложенных ролей. Хорошо сказал о Богатыреве Анатолий Смелянский: «Что бы ни исполнял Юра, всегда было ощущение, что слишком много остается в избытке. Он мог снабжать светом целый город, а ему предлагали освещать чуланчик».
Юрий Богатырев был тонким, деликатным человеком. «Это был человек нежнейшего сердца. Ему доставляло наслаждение сказать людям что-то хорошее», – вспоминала Ия Саввина. «“Голубиная душа” – вот это про него» – слова Олега Табакова. К друзьям и коллегам он относился с трогательной заботой. И очень любил их рисовать, в своих портретах часто точно ухватывая характер, самую суть натуры изображаемого человека.
Этой весной в Доме-музее Станиславского в Леонтьевском переулке открыта выставка «Юрий Богатырев. На добрую память», где можно увидеть живописные и графические работы артиста, его фотографии и сценические костюмы.
Куратор проекта, заместитель директора Музея МХАТ Марфа Бубнова, говоря о выставке, цитирует слова самого Богатырева:
«Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений. Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию».
Выставка продлится до 18 апреля.
Фото Игоря Александрова из фондов Музея МХАТ.
#МУЗЕЙМХАТ #МХТЧЕХОВА #БОГАТЫРЁВ #ВЫСТАВКА #культура #ТЕАТР