Дни тяжёлых раздумий… В поддержку спецоперации на Украине тебя земляки банят в соцсетях. С болью слышишь о тех, кто уже отдал свою жизнь за будущее России. Ещё и ещё раз включаешь до мурашек пробирающий гимн сегодняшнего дня «Встанем!»
Как важно понимать сейчас — мы на светлой стороне. Верить в победу правого дела. Искать силы в нашем прошлом, культурном коде.
Поэтому сегодня хочется вспомнить об одном замечательном человеке — лауреате Государственных премий и премии Ленинского комсомола, актёре театра и кино, народном артист СССР Евгении Леонове. При упоминании этого имени перед глазами сразу появляется улыбающееся лицо и возникают герои, которых он сыграл в фильмах «Полосатый рейс», «Старший сын», «Джентльмены удачи», «Обыкновенное чудо», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза» и других.
Интервью у знаменитости
В январе 1986 года Евгений Павлович с гастролями приезжал к нам в Волгодонск Ростовской области. И мне посчастливилось побывать на его выступлении в ДК «Октябрь».
Прошло более 35 лет, но очень хорошо помню то представление. Чётко в памяти сохранилось, как Леонов с коллегами разыгрывал различные миниатюры, его репризу с маленькой мужской расчёской, которой он приводил в порядок то, что осталось на умном высоком лбу, переходящем в затылок. Своё волнение: после спектакля мне — корреспонденту газеты «Атоммашевец» — предстояло взять интервью у знаменитости.
Никаких предварительных договоренностей не было. Подошла к администратору, спросила разрешения. И вот уже мы сидим в гримёрке за столами — друг напротив друга. Евгений Павлович — знаменитость мирового масштаба, я — начинающий журналист. В шерстяном свитере, со сложенными перед собой в замок руками и лицом добряка он напоминал мне моего отца и страх сразу улетучился.
О чём говорили? О том, как пришёл в театр, какая роль была первой, какая — любимой. Кстати, Ивана Приходько из «Белорусского вокзала».
В то время Евгений Павлович был актёром Московского театра имени Ленинского комсомола, где уже пять лет с успехом шёл спектакль «Юнона» и «Авось» с Николаем Караченцовым в главной роли. Разумеется, шла речь и об этом культурном событии.
Не обошлось и без казусов. Помню, что внимательные читатели после публикации нашли ошибку в моём интервью, где было сказано, что музыку к спектаклю написал Геннадий Гладков. На самом деле — Андрей Рыбников на слова Андрея Вознесенского.
Ошибся тогда Леонов или сознательно так ответил — проверял корреспондента, хитрил - сейчас сказать трудно. Но мне и в голову не пришло перепроверять Евгения Павловича. Да и где? Интернета тогда не было, к интервью я готовилась в городской библиотеке, листая журналы «Советский экран».
Письма сыну
Там я вычитала, что готовится к публикации книга актёра «Письмо к сыну». Кстати, сын Андрей (современный зритель его хорошо знает по телесериалу «Папины дочки»), тоже был артистом и играл со своим знаменитым отцом в одном спектакле «Вор». Играли Леоновы отца и сына, как и было в жизни.
Евгений Павлович рассказал мне, что в силу своей актерской профессии он много разъезжал по стране и всегда из разных мест отправлял писал сыну, и когда он был совсем маленький, и когда вырос. Многие письма сохранились, они были систематизированы, переосмыслены, от семейного общения доведены до масштаба жизненного и творческого кредо. Так родилась книга.
Зритель привык, что необычайно веселый, сердечный, жизнерадостный Евгений Леонов неизменно поднимает с киноэкрана настроение, наполняет их оптимизмом, заряжает творческой энергией. А в жизни он оказался человеком задумчивым, углубленным в свою профессию, склонным к размышлениям, самоанализу.
Прочитав его «Письма сыну», искрящие юмором, добротой, сердечностью и в то же время — довольно серьезные, вы «услышите» не только мудрого человека, но и поймёте, как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли достойными людьми.
Читать по теме:
Сегодня хочется процитировать пару мыслей, созвучных нашему времени.
«Обиды вообще не следует копить, не большое, как говорится, богатство».
«Некоторые люди живут ради достижения цели, а что делать, когда наступит день и цель достигнута? Можешь себе представить, что цель будет достигнута? И тогда что? Может быть, правы те, кто считает, что цель — это жизнь, а всего дороже жизнь, и всё нравственно, что служит жизни».
«Доверчивость в жизни — это ещё умение не озлобиться, хотя много вокруг таких, кто может сказать или сделать больно».
К сожалению, архив газеты «Атоммашевец» с моей статьёй не сохранился. Но до наших дней дошла публикация «Чтобы правда и сердца кусок» Анны Ртищевой от 18 января 1986 года в номере газете «Волгодонская правда», читателям которой Евгений Павлович даже оставил автограф «С наилучшими пожеланиями». Фото в ходе интервью сделал фотокорреспондент газеты Александр Тихонов.
#театр и кино #евгений леонов #культура СССР