Авлабар, или на грузинский манер Авлабари, колоритнейший район Тбилиси, разваливается на глазах. Так что, смотреть нужно сейчас или никогда.
Пойдемте, надеюсь вас удивить. Узнаете персонажей?
Товарищи не нуждающиеся в представлении, вместе с Георгием Данелия небольшого размера, стоят на площади, которая в стародавние времена была полем перед воротами в Авлабар.
Можно начать прогулку от станции метро "Авлабар". Если так и сделать, то группа народных артистов будет первой достопримечательностью, которую мы увидим.
Трудно не вспомнить о взаимном проникновении культур и в очередной раз удивиться тому, как мы докатились до жизни такой. Сами понимаете, что я имею в виду.
Район Авлабар был городом внутри города, крепостные стены вокруг него сохранялись до начала 19 века.
Остатки крепости можно увидеть у дворца Дареджан. Там можно оказаться, если начать прогулку по Авлабару от центра старого Тбилиси, а не от метро "Авлабар". Это будет другой конец района.
То есть, стоит двигаться от дворца Дареджан к метро"Авлабар", или, наоборот, от метро к дворцу.
Резной голубой балкон служит смотровой площадкой и свободно доступен для всех. Это уже часть скромного дворца царицы Дареджан.
Вид на окрестности с высоты птичьего полета великолепный.
Внизу на скале остался Метехский храм. К нему стоит подойти по дороге в Авлабар.
Царица Дареджан была женой Ираклия II, жили они во второй половине 18 века. Дворец того же времени, не так давно его отреставрировали.
Да, вот этот небольшой домик со столбами и есть дворец. Сейчас он находится на территории женского монастыря.
Вокруг цветы, газон и декоративный кустарник. Тишина и умиротворение.
А теперь пойдем вглубь Авлабара, и вы поймете, что я имела в виду, когда писала, что не стоит откладывать, если вы хотите увидеть этот район. Обратите внимание на подпорочки под балконами.
Авлабар называется армянским районом. Естественно, сразу возникает мысль, что здесь жили армяне. В общем да, но не совсем. Давайте немного расскажу вам об этом.
Армянская вынужденная эмиграция по миру началась ещё в далеком 11 веке. Ослабленное войной с Византией и внутренними противоречиями, независимое Армянское царство прекратило свое существование под напором сельджукских племен.
Армян вытесняли с их земель, и они расселялись там, где было можно и удобно, в том числе и в Тифлисе. Так раньше назывался Тбилиси.
К 18 веку Тифлис был многонациональным городом, настоящим плавильным котлом для мусульман разных национальностей, грузин, армян. Большинство горожан были армянами. Коренной народ, грузины, на тот момент в основном жили в сельской местности.
В 1795 году Ага-Мухаммед Хан вошёл в Тифлис и практически полностью уничтожил грузинское население. Армяне и мусульмане пострадали менее значительно.
В 1803 году армяне составляли 92,6 % населения тогдашнего Тифлиса.
Постепенно национальный состав города менялся, численное соотношение армян, грузин и русских к началу 20 века стало почти одинаковым. Армяне стали преимущественно жить в Авлабаре. Говорят, правда, что, в основном, бедные армяне.
Получается, не в Тбилиси образовался армянский квартал, а армянский Тбилиси постепенно уменьшился до Авлабара.
Кстати, кто помнит комедию "Ханума"? Действие происходит как раз в Авлабаре.
Сейчас авлабарским трущобам (да-да, они местами так и выглядят) присвоено гордое звание исторического наследия.
По одной из городских легенд, это сделано специально для того, чтобы жители не имели права их ремонтировать подручными средствами. Таким образом, дома быстрее развалятся и можно будет на их месте построить элитное жилье.
Отдельный интерес представляют развалины армянской церкви Аветаран. Храм Красного Евангелия (так переводится Аветаран) был построен в 18 веке, точная дата не известна. В 19 веке был перестроен и стал самым большим собором Тбилиси.
13 апреля 1989 года собор был взорван. По официальной версии - чтобы избежать угрозы обрушения. Он был поврежден во время землетрясения 1988 года.
Однако это произошло как раз во время беспорядков на межнациональной почве. Совпадение? Армяне вам скажут - нет, официальные власти придерживаются версии про землетрясение.
Меня трущобами трудно удивить, но Авлабару это удалось. Во-первых, интересная архитектура и декор, а во-вторых, контраст с другими районами Тбилиси.
А ещё - в Авлабаре находится президентский дворец. Он был построен во времена Саакашвили. По второй вариации городской легенды, власти рассчитывали на то, что инвесторы вложат деньги в пространство вокруг резиденции.
Массово этого не произошло, но кое-где новостройки подпирают. Вот, например, гостиница с оригинальным декором теснит исторические развалины.
Апофеозом Авлабара является Цминда Самеба, Собор Пресвятой Троицы, второй, после Светицховели, кафедральный собор Грузинской православной церкви.
Собор был заложен в 1995 году, а освящён в 2004 году. Строительство сопровождалось скандалом. Дело в том, что собор возведен на месте старого армянского кладбища.
Я представила себе картину, как бульдозеры сносят хачкары и тоже возмутилась. Оказалось, всё было не совсем так. В советское время здесь уже был парк. А возмущение армянской общины вызвало то, что когда копали котлован, нашли останки и памятники, и обошлись с ними неуважительно.
Это тоже плохо, но всё-таки не то же самое, что снести существующее кладбище. Напишите, кто знает, как там развивались события на самом деле.
Наслушавшись историй и про снос кладбища, и про несоответствие высоты окружающей застройке, и про некачественный новодел, я приготовилась к тому, что собор мне не понравится. Но нет. Очень красиво, я не ожидала.
Президентский дворец, собор - старый Авлабар уходит навсегда? Если так, то жаль.
Как вы думаете, стоит тратить деньги на реставрацию таких районов, или достаточно оставить их в памяти, фотографиях и фильмах?
Навигация по статьям о Грузии:
Навигация по статьям об Армении: