Правильное начало сотрудничества
Можете спросить, а что здесь особенного, в этом вопросе — правильное начало сотрудничества? Казалось бы, вот пришел заказчик и хочет начать с тобой работать — просто радуйся, соглашайся и начинай делать. Но на самом деле, это очень важный момент, к которому отнестись необходимо максимально серьезно и вдумчиво.
Для чего вообще нужно детально прорабатывать сценарий взаимодействия с заказчиком и прописывать все условия работы?
Если ты работаешь уже хоть какое-то продолжительное время, наверняка попадал в неприятные ситуации, когда в ходе работы, у тебя с заказчиком случаются разногласия, тяжелые разговоры, неадекватное и резкое прекращение сотрудничества в результате негатива от заказчика, либо по твоему решению.
Знакомые ситуации?
— Заказчик чересчур агрессивно настроен и переходит границы вежливости и такта
— Лезет в твою рекламную кампанию и сам там что-то меняет
— Допытывает тебя множеством различных, мало полезных вопросов
— Без предварительной договоренности начинает названивать тебе по любым каналам связи, даже если вопрос не требует максимально срочного решения
— Мешает делать работу тем, что постоянно что-то уточняет, сомневаясь в правильности твоих действий, требует каких-то объяснений
— Беспокоится о результате и уже в начале или в середине работы делает вывод, что ты все сделал не правильно
— Требует вернуть деньги, угрожает и оскорбляет
И так далее. Ты понял о чем речь, знакомо?
Такие ситуации очень демотивируют и возможно ты начинаешь сомневаться в своем профессионализме из-за резкой критики заказчика, даже если она не совсем обоснована.
Давай поговорим о том, почему такие ситуации случаются и как их предотвращать или сводить к минимуму.
Но сперва договоримся о том, что будем исходить из того, что ты в своей работе действительно профессионал, свое дело знаешь, у тебя десятки кейсов, миллионы рублей реализованного бюджета множества твоих заказчиков. В общем, ты не косячишь в работе и заказчику просто не за что грозить тебе пальчиком, в том случае — если он адекватный, разумный человек.
Поговорим о тех ситуациях, где ты точно не косяк, но все же к тебе предъявляют претензии и это периодически, нет-нет, да происходит.
Почему такие ситуации случаются?
Могу сказать по своему опыту, что это происходит потому, что ты не выставил критерии отбора тех, с кем работаешь.
Даже если клиент готов оплатить тебе сразу всю сумму, еще до начала работы и на первый взгляд, он человек адекватный и порядочный, это совсем не значит, что нужно начинать с ним работать. И здесь не нужно гнаться за возможностью заработать, а нужно обсудить с заказчиком все важные мелочи на берегу и при положительном согласовании всех нюансов работы, начинать исполнение только в этом случае.
Подобные ситуации возникают, по моему мнению, чаще всего из-за:
— непрофессиональности заказчика,
— отсутствии деловых черт,
— неоднократного прошлого негативного опыта,
— мнительности человека, его вредных личных качеств характера
— и еще от влияния на заказчика каких-то внешних или внутренних факторов
На мой взгляд, всегда лучше не допускать такого деструктивного взаимодействия, ведь нервы всегда дороже любых денег. Поэтому, я для себя разработал критерии отбора, которые не дают просачиваться ко мне подобным персонажам.
Дальше я расскажу, из чего устроены мои критерии и объясню, почему все именно так, как есть.
Критерии отбора для вредного заказчика — внедрение системы условий сотрудничества
Знакомство, начало беседы
Представим ситуацию, что у тебя уже настроена система, с помощью которой у тебя есть стабильный поток входящих заявок и заказчики приходят к тебе сами.
И вот тебе пишет человек:
Привет, мне Вас порекомендовали как крутого специалиста по трафику. У меня скоро будет запуск моего онлайн-марафона и мне нужно собрать качественную целевую аудиторию такого-то количества в такие-то сроки. Скажите, вы сейчас берете в работу новые проекты?
Вполне стандартное начало общения. И уже здесь нужно начинать правильно.
Скажи, как ты отвечаешь на подобные сообщения и как выстраиваешь общение?
Есть ли у тебя понимание, как нужно правильно общаться?
Либо пишешь так, как придется, по настроению либо по какой-то сложившейся привычке?
Не буду придумывать варианты, как можно отвечать, лучше сразу акцентирую твое внимание на том, как надо и объясню, почему так правильно.
Пришел клиент. Я здороваюсь с человеком, подтверждаю то, что сейчас есть место для новых проектов и предлагаю обсудить его курс. Для этого, задаю ему серию стандартных вопросов, чтобы выяснить, подходит ли мне этот проект.
Я задаю такие вопросы:
— Расскажите пожалуйста, что у вас за проект? Пришлите ссылки, чтобы я мог ознакомиться.
— На какой стадии сейчас находится проект? Проводились ли уже подобные запуски? Какие получались результаты?
— Кто является целевой аудиторией в вашей нише?
— Какой бюджет планируете выделить на текущий запуск?
— Настроена ли у вас воронка и посадочная страница в Сенлере?
— Имеется ли опыт грамотно выстроенного процесса продаж для входящей аудитории?
Кажется, что все стандартно, но мне нужны ответы на эти вопросы, чтобы сразу понять, выгодно ли мне вообще брать этот проект. Например, у меня есть конкретный входной порог — я беру в основном только те проекты, которые уже стабильно запускаются и окупаются, мне это выгодно и интересно. Если человек только-только создал продукт, ему нужна серия первых тестовых запусков и есть большая вероятность, что результат будет отрицательный.
В первом случае, я возьму проект с большей долей вероятности.
Во втором случае, беру проект, только если он на мой взгляд подает надежды и его можно раскрутить, либо у меня уже есть опыт запусков подобных проектов. Плюс, если заказчик пройдет фильтр по минимальному рекламному бюджету и по цене за мою работу.
Если в результате первичной аналитики ответов на мои вопросы, я делаю вывод, что проект заказчика для меня будет выгодным, интересным, перспективным, то я так и пишу ему, что мне интересно и предлагаю более детально обсудить условия сотрудничества и порядок работы.
Обсуждение условий
Для удобства, я составил документ с подробностями сотрудничества в виде статьи-лонгрида ВК, который для ознакомления присылаю заказчику.
Изучив этот документ, заказчик либо соглашается с моими условиями, либо отказывается. Смысл этих условий в том, что если на этапе первого контакта, заказчик принимает предложенные условия и соглашается их выполнять и соблюдать, то это является подтверждением серьезности намерений заказчика и его адекватного отношения к сотрудничеству. Мы сразу на берегу договариваемся о формате взаимодействия, чтобы как раз пресечь возможное нарушение личных или профессиональных границ обеих сторон в дальнейшем.
Все перечисленные в начале этой статьи ситуации, когда заказчик может выносить тебе мозг, как раз предотвращаются тем, что он заключает с тобой это соглашение и обязуется соблюдать договоренности. На 95% такой подход застраховывает тебя от деструктивных ситуаций. Заказчик читает и сразу понимает, что здесь у нас все четко распределено и манипулировать исполнителем в дальнейшем никак не получится.
Как пример, чтобы было более понятно, приведу здесь некоторые условия и нюансы, которые действуют при работе с нашей командой:
- Определиться с тем, за что вы конкретно получаете оплату. У нас это:
Регистрации целевой аудитории в нужных объемах и по оговоренной цене за одну регистрацию, в подписную базу приложения для вк Senler, либо заявки на сайт с подключенной системой учета трафика Яндекс.Метрика
Обсуждение этого условия нужно, чтобы исполнитель и заказчик одинаково понимали то, в чем заключается собственно работа и за что платятся деньги.
Вроде бы понятно — оплата за регистрацию. Но если изначально не обсудить подробно этот момент, по итогу могут возникнуть такие спорные моменты:
— А учитывать ли отписавшихся?
— Какой процент отписок допустим?
— Оплачиваются все подписчики или исключаем быстрые и чистые отписки?
— Как оплачивается работа, если регистрации были дороже, например на 5-10р
И так далее.
Суть в том, чтобы заранее обсудить максимальный перечень всех возможных спорных вопросов и договориться, как поступать в каждом отдельном случае.
2. Составить полный перечень того, что конкретно входит в вашу работу. Например,
— Написание рекламных текстов. Количество текстов, их размер, содержание, стиль написания — мы определяем сами.
— Создание рекламных картинок. Количество баннеров, их качество, содержание, стиль — мы определяем сами.
— Парсинг баз целевых аудиторий.
— Работа в рекламном кабинете заказчика. Создание, редактирование и любая работа с рекламными объявлениями.
— Стратегия продвижения проекта, аналитика.
— Отчетность, передача данных и любой информации.
Здесь все ясно — необходимо обсудить то, что вы должны делать в рамках сотрудничества, а что не является вашей работой.
У заказчика может быть свое видение того, как работает таргетолог, например, он может быть уверен, что в работу исполнителя должна входить настройка Сенлера, автоворонки, создание чат-бота. И он будет требовать выполнения этой работы, в том случае если заранее, четко, не согласовать полный перечень выполняемых действий.
Но, даже более того, каждый пункт надо конкретизировать максимально.
Например вы согласуете, что в вашу работу входит написание текстов и создание баннеров, это и так понятно. Но, если заранее не оговорить, сколько текстов вы пишите, сколько картинок вы создаете, какой структуры и содержания будут ваши тексты — заказчик может требовать что-то доделать, исправить, дополнить. Эти требования могут быть не адекватными и не полезными для работы, поэтому может возникнуть спор.
Чтобы такого не происходило, мы уточняем в условиях, что количество, стиль, размер, качество — мы определяем сами и все делаем на свое усмотрение.
Заказчик конечно может высказать свое мнение, но прислушаться к нему или нет — это право мы оставляем за собой и заказчик, соглашаясь на условия договора, заранее понимает, на что в работе исполнителя он может повлиять, а на что нет.
3. Другие условия сотрудничества.
Еще можем дополнить договор информацией, например, от какого минимального бюджета на рекламу мы начинаем работу.
У нас это 100-300к, при меньшем бюджете нам просто не выгодно брать проект.
Этот пункт фильтрует заказчиков, которые собрали на запуск 20-30-50к бюджета и очень дорожат такой суммой и скорее всего будут очень тревожно относиться к реализации этих денег.
В случае оплаты не за лиды, а фиксом, мы обращаем внимание, что предоплата полная и производится до начала работы.
Этот пункт застраховывает исполнителя от того, что по завершению сотрудничества заказчик может не оплатить работу. Добавление этого пункта вообще было поворотным в моем профессиональном развитии. Когда я стал всегда брать только 100% предоплату до начала работы, я вышел на новый уровень, заказчики стали приходить осознанные, серьезные, кто не торгуется, а сразу готов оплатить и начать работу. Но, это будет работать и возможно только при наличии у вас серьезного резюме-портфолио.
А вот еще некоторые условия, только при выполнении которых мы начинаем свою работу. Например, начинаем работу только в том случае, если:
- Пополнен баланс РК
- Сообщество подготовлено (оформлено, упаковано, наполнено) и подключен Сенлер с оформленной подписной страницей и настроенной авто-воронкой или чат-ботом
- Нашим рабочим аккаунтам выданы доступы к РК, группе, сенлеру
Это нужно для того, чтобы лишний раз не тратить время на общение в чате и не напоминать о том, что можно сделать заранее и сразу.
Также прописываем условия, касательно креативов — написания текстов и создания картинок. Например, заказчик имеет возможность только 1-2 раза внести корректировки в рекламные материалы. Угадайте, для чего этот пункт.
Еще, есть такие важные пункты:
Перед началом работы заказчику высылается план ведения его рекламной кампании. Заказчик может внести корректировки в этот план, только перед началом работы. В том случае, если после согласования и старта рекламной кампании, заказчик решает, что манера ведения РК не соответствует его представлениям, мы оставляем за собой право прекратить сотрудничество по ведению его рекламной кампании и получить расчет за приведенные регистрации.
Заказчик не может использовать наши креативы в кампаниях других таргетологов до момента окончания сотрудничества. Способ связи с заказчиком - либо с помощью текстовых сообщений Вконтакте, либо скайп конференции при условии, что была договоренность в созвоне не менее, чем за сутки. Любые другие средства связи, - мессенджеры, звонок по телефону - не используем. Мы всегда на связи только через ВК.
Перед началом работы заказчик должен иметь понимание, что есть вероятность того, что первые группы креативов, могут не показать нужного объема регистраций при масштабировании. В редких случаях, подобные итерации выполняются до 3-5 раз и на старт проекта может потребоваться до 10-14 дней. Заказчик принимает эти риски перед началом сотрудничества.
Пришло понимание, в чем суть такого документа с условиями работы?
Это своего рода фильтр-гарант, который отсеивает проблемных заказчиков.
Такое соглашение максимально удобно для обеих сторон, в результате согласования каждой мелочи, влияющей на рабочие процессы, все будут спокойны и каждый будет выполнять свою часть ответственности.
Если вы зарегистрированы как ИП, то можно составить официальный договор с перечнем всех условий сотрудничества, который будет закреплен подписями и печатями обеих сторон.
Далее, после согласования условий договора, заказчик заполняет стандартный бриф и только тогда начинается работа.
А у вас есть такой договор с перечнем всех условий?
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации!!!