Давно хотела написать про эту историю, но все как-то руки не доходили. Интересно было наблюдать за развитием событий с картиной художницы Анны Лепорской, ученицы Казимира Малевича. Если вы не в курсе, расскажу вкратце: персонажам на картине «Три фигуры» (1932–1934), которую Третьяковка передала на выставку «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в Ельцин Центре, кто-то шариковой ручкой пририсовал глазки.
Вот так это выглядело:
Не то чтобы я была поклонницей творчества Анны Лепорской, у меня с таким концептуальным искусством сложные отношения. Меня, скорее, занимает тема вандализма. КАК людям приходит в голову что-то сделать с картиной в музее? А в этой истории была еще и интрига :)
Согласитесь, пририсованные глаза в данном случае — такой скромный вандализм, даже, пожалуй, добрый. Я даже в какой-то мере понимаю вандала: ну вот как они, бедные, без глазок? В общем пририсованные глаза заметили не смотрители, а посетители выставки 7 декабря.
Картину срочно сняли и отправили обратно в Третьяковку, где состоялся экстренный реставрационный совет. Посчитали, что реставрационные работы обойдутся в 250 тыс. рублей! Я, конечно, не эксперт, но мне кажется, что удаление следов шариковой ручки не настолько сложная задача. Но это в целом мелочи, потому что картина была застрахована в «АльфаСтраховании» аж на 74,9 млн рублей.
В этой истории немало удивительного. Дирекция Ельцин Центра обратилась в полицию только 20 декабря! Что они там решали почти две недели — загадка. В залах работали камеры, но изначально писали, что музей «не предоставил информации о лице или хотя бы фигуре человека, совершившего акт вандализма».
И что вы думаете? Полиция отказалась возбуждать уголовное дело! Цитирую: «Причиненный ущерб оценивают около 200 000 рублей, что является незначительным… В данном случае отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ, так как картина своих свойств не утратила».
Но наше Министерство культуры проявило твердость и направило жалобу в Генпрокуратуру России на отказ с просьбой переквалификации дела по статье 243 УК РФ с формулировкой «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ». В новости все это попало только в январе.
В самом Центре эту историю назвали «несчастным случаем». Причастность кого-либо из сотрудников отрицали. Перед остальными картинами установили защитные экраны.
21 января уголовное дело все-таки было возбуждено по статье «Вандализм» и появились сообщения о том, что вандалу грозит штраф в размере 40 тыс. рублей (всего-то) или исправительные работы или арест на три месяца.
«Гражданин, который подозревается в данном противоправном поступке, представителями МВД уже опрошен. В ходе следственных действий он ведет себя достаточно агрессивно, демонстрируя, что весь процесс ему не по душе», — заявлял Валерий Горелых, начальник пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области.
В итоге в феврале мы узнали, что вандалом оказался сотрудник ЧОПа. Имя его не называли. Можно сказать, что в данном случае вандал отделался легким испугом.
В заключение давайте посмотрим другие работы Анны Лепорской (листайте галерею):
Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)