Кавказ – великий разделитель! Словно стена между квартирами народов Европы и Азии отделяет он нас друг от друга. Его многокилометровые вершины напоминают мне злого пограничника, который не желает общения соседей.
Но как бы не были высоки его горы, он так и не стал непреодолимым препятствием на пути движения народов. Даже здесь, в тяжелейших условиях высокогорья, люди обложили крутые горные склоны густой сетью дорог.
В строительстве дорог у человека был большой помощник – горные реки. Эти реки совсем не то, что привык видеть житель равнины. Здесь они не текут, а падают. Рождённые, в большинстве своём, на высоте около 3.000 метров, они буквально летят вниз. Дробя, разрушая камни, они прорезают горные хребты , и обтачивая их склоны, постепенно формируют широкие долины.
Эти долины и стали удобным путём сообщения. Именно здесь человек прокладывал свои первые тропы. Так было в древности, так есть и сейчас.
Например, выехав из Владикавказа в Тбилиси, вы, вначале, движетесь вдоль Терека. А затем, преодолев перевал, окажитесь в русле реки Арагвы.
Но, как бы, ни было удобным движение вдоль берегов рек, оно, увы, не всегда возможно. В противостоянии с горой, река не всегда выходит победителем. Если горная порода мягка, то река легко её разрушает, отодвигая вершины друг от друга. Если нет, то река вгрызается вглубь земли, образуя каньон с почти отвесными стенами. Тогда дорога на время прощается с водой и взмывает вверх, превращаясь в нечто.
В рейтингах самых опасных дорог мира мне не встречалось упоминание Кавказа. Думаю, это не справедливо. У нас не мало дорог способных пощекотать нервы даже бывалому путешественнику. Ну не случайно же сваны плохой дорогой считают такую, с которой путник сорвётся и упадёт, и тело его никто уже не найдёт. А хорошей, ту, по которой идя путник… упадёт , но тело его будет найдено.
На древних караванных тропах бывали участки, когда два пилигрима не могли разойтись между собой. Возникала патовая ситуация. Как разъехаться движущимся навстречу друг с другом двум караванам? Как поступить, если навьюченное животное невозможно развернуть на тонкой нити горной тропы?
Сохранилось предание, рассказывающие о том, как в этом случае должен был поступать погонщик. Подходя к опасному участку, он останавливал свой караван, чтобы самому пройти над пропастью и убедиться, что путь свободен. Убедившись в этом, прежде чем вернуться за своими товарищами, он снимал папаху и клал её на тропу. Словно красный свет светофора, она предупреждала всякого идущего навстречу, что путь занят. Стой! Пропусти караван. Такое нехитрое правило избавляло от многих проблем.
Признаться, я думал, что подобные картины ушли в далёкое прошлое, но история с дагестанской роженицей заставила меня в этом усомнится. Кавказские дороги могут быть суровы так же, как и наши горы.