Елизавета Меркурьевна Бём … Сегодня это имя, скорее всего, что-то скажет лишь историкам искусства, а на рубеже 19 и 20 веков ее знал каждый россиянин. Ну, или хотя бы был знаком с ее творчеством. Уверен, что и вы хотя бы раз, но видели ее произведения. Говоря современным языком, именно Елизавета Бём создала первый русские мемы и завирусила их на открытках того времени. В общем, сейчас вам будет сказка, а мне - бубликов связка! Неплохо было бы, если честно…
В русском искусстве не так уж много художников, которых можно было бы назвать детскими, но ведь именно из малого выходит великое. Елизавета Меркурьевна родилась в Петербурге 12 февраля 1843 года. Девичья фамилия у нее была Эндаурова, а ее знатный дворянский род происходил от золотоордынских ханов, еще при Иване III получивших грамоту на дворянство. Девочка с детства много рисовала, и в 14 лет поступила в рисовальную школу общества художников, которую окончила с «золотой» медалью.
После учебы Елизавета вышла замуж за известного скрипача Людвига Бёма, в дальнейшем преподавателя Петербургской консерватории. Это был счастливый брак, полный любви и взаимного уважения. Людвиг всячески приветствовал нетипичное для того времени увлечение супруги.
В 1875 году Елизавета Бём выпустила свой первый альбом «Силуэты», который привел в восторг не только учителя Ивана Крамского, но и самого Илью Репина. Как он тогда выразился: «Ее черненьких я люблю больше многих-многих беленьких».
Елизавета, поверив в свои силы, выпустила еще один альбом, после чего лучшие журналы страны выстроились в очереди на оформление, а самые знаменитые писатели, Лесков, Толстой, Тургенев, именно ей доверили иллюстрировать свои произведения.
Композитор Антон Рубинштейн уверял, что его лучший портрет – силуэт, случайно нарисованный Бём на обороте программки. Со всей фигурой и роялем – это было абсолютное совершенство! «Поразительное» по выражению Рубинштейна.
Именно Елизавета Бём стала создательницей первого русского комикса, и я, кстати, уже упоминал ее работу в статье о комиксах. Так вот, в 1880 году она издала книгу «Пирог», рассказывающую в картинках историю о том, как дети испекли пирог, а затем что-то пошло не так…
Значительная часть сюжетов у художницы всегда была посвящена детям. Эти очаровательные малыши, изображенные на открытках, сделали Бём самой тиражируемой, самой известной и самой прославленной художницей России.
Однако нагрузка на глаза была колоссальной, и к концу 1880 годов Елизавета Меркурьевна практически ничего не видела. Тончайшие линии, ее визитная карточка, более не удавались художнице. Однако она не сдалась и продолжила работать акварелью.
Размытый фон, расплывчатые фигуры – все это не требовало орлиного взора. Важнее было придумать интересный сюжет, а Бём еще и подписи к своим работам создавала потрясающие! Удивительно, но они не потеряли своей актуальности и сегодня.
А зрение, тем временем, предательски ухудшалось, и в 1893 году Елизавета Меркурьевна занялась изготовлением стеклянной посуды. Здесь глаза не главное, главное – идея. С этим, к счастью, по-прежнему все было в полном порядке, и художницу «накрыла» вторая волна успеха.
Ее стопки, чарки и графины пользовались безумной популярностью. Ее солонку даже преподнесли в дар президенту Франции. Елизавете Бём подражали другие мастера, работавшие не только по стеклу, но и по фарфору, металлу и даже дереву.
На рубеже 19 и 20-го веков эта прелестная манера исполнения получила название «Бёмавский стиль», и широко распространилась в прикладном искусстве. Ни одна международная выставка в Париже или Милане, не обходилась без работ Бём, и везде ей вручали высшие награды.
В последние годы жизни Елизавета Бём, практически ослепшая, работала над набором иллюстраций для детской азбуки, которая стала квинтэссенцией всего ее творческого и жизненного опыта, художественных устремлений и идей.
Она умерла накануне Первой мировой, и была похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище Петербурга. Ее могила, увы, утрачена.
В советские времена творчество Елизаветы Бём, никак не согласующееся с мнением большевиков о бесконечных страданиях и угнетениях крестьянских детей, было забыто. Да и в новой России ее открытки издавали лишь пару раз, да и то тиражом всего 400 экземпляров. Но мы-то с вами, согласно ее завету, будем помнить, умиляться и восторгаться!
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii