Найти тему
Дмитрий Комаров

Отмененный или анулированный интернет заказ

В связи с санкциями все большую актуальность приобретает "аннулированный" или "отмененный" заказ ( в настоящей статье воспринимаются как синонимы, но на практике могут различаться по субъекту) оформленный на #маркетплейс или иных интернет ресурсах, мобильных приложениях.

Регулируются возникшие правоотношения не только Гражданским кодексом, Законом о защите прав потребителей (только в случае приобретения физическим лицом Товара для личного, семейного или бытового использования), Правилами продажи товаров дистанционным способом, но и правилами Продавца.

Для тех, кто спешит, отвечу сразу, аннулирование заказа представляет собой односторонний отказ от договорного обязательства и является недопустимым. На этом можно было и закончить! Но!

Естественно, все усложняется правилами магазина. По моему мнению, судебная практика в сфере интернет-торговли желает довести до сведения Сторон необходимость повышения уровня правосознания как предпринимателей, так и потребителей. Безусловно, суд в подобной ситуации ищет баланс между интересами потребителя и продавца, защиты сторон и установления баланса их интересов.

Споры возникают в связи со следующим, Продавец руководствуется доктриной laesio enormis, допускающую недействительность договора, существенно отклоняющегося от нормальной рыночной цены, это отражено и в ГК РФ пп. 1 п. 2 ст. 178 ГК РФ, в которой указано, что сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по причинам опечатки. Понятно, что доказывать недействительность договора труднее, чем просто отказать потребителю.

А вот покупатель руководствуется тем, что в соответствии со ст. 433 ГК РФ, п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом и считает договор заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Здесь уже нужно по ситуации смотреть. Вот примерные законные отказы Продавца.

1. Товар отсутствует или закончился на складе продавца.

2. Указанные на сайте или в приложении характеристики товара были ошибочными (например, выставлена сверхнизкая цена).

3. От покупателя требовалось или ожидалось подтверждение заказа (например, ответить на телефонный звонок), которого он не совершил.

4. Покупатель не произвел предоплату в необходимый срок.

5. Покупатель нарушил какие-либо правила самого магазина (заказал больше определенного количества товаров, многократно отменял заказ и т.п.).

В каждой конкретной ситуации нужно разбираться более детально и конечно учитывать сумму своих требований и примерные судебные издержки. Конечно это обидно, спору нет.