Найти тему

От Сорок до Пасхи: праздники Великого поста в традициях Куликова поля

Оглавление

7 марта начался Великий пост – один из самых важных и продолжительных из всех православных. Это время духовного очищения и подготовки к большому событию – дню Светлой Пасхи, которая в этом году приходится на 24 апреля. Однако до Воскресения Христова на долгие 48 дней поста выпадают и другие православные праздники. Самыми любимыми в народе «постными» праздниками на Куликовом поле были Сороки (Сорок мучеников), Благовещение и Вербное воскресенье

Сорок мучеников

Отмечается 22 марта. В этот день православная церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских, которые, как и многие их современники-христиане, погибли за отказ поклониться языческим богам. В народе его прозвали Сороки или Жаворонки и говорили, что именно в этот праздник зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется. В старину считалось, что в этот день из теплых краев возвращаются птицы. Символом праздника у славян с древних времён был жаворонок.

В Сороки проводилось много обрядовых действий, направленных на достижение успехов в крестьянском труде и связанного с ним благополучия. В этот день на Куликовом поле традиционно пеклось и печется по сей день ритуальное печенье — «жаворонки» (жавронки, жавранки, жаврушки). Это сдобные булочки в виде птичек. Готовили их много – до сорока штук, по числу мучеников. Жаворонкам лепили головы, хвостики, а в качестве глаз вставляли горошек или конопляноесемечко. Их наряжали в ленты, а потом подвешивали на ветки деревьев либо сажали на подоконник. Маленькие дети брали птичек в руки, выбегали во двор и закликали весну:

Жавораточки, молодяточки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну-красну
И зиму теплую.
Чувиль-виль-виль-виль,
Жаворонков пекем,
Ключом припечем,
Гребешком причешем.
Весна-красна,
На чем пришла?
На сохе, ухвате,
На суровом холсте.

Девушки в этот день прятали где-нибудь жаворонков, после чего парни «воровали» сдобу и приговаривали: «Улетели!».

Кроме того, с этими съедобными птичками были связаны особые обряды, направленные на скорый приход теплой весны, достижение успехов в крестьянском труде и связанного с ним благополучия. С жаворонками выходили в поле и бросали в рожь, пшеницу и овес, чтобы злаки обязательно взросли. В некоторых деревнях было принято ходить со сдобными птичками на Красный холм Куликова поля. В конце дня выпечку обязательно съедали с чаем.

-2

Помимо жаворонков в некоторых населенных пунктах Куликова поля в этот день готовилось из пшеничной муки и сдобного теста еще одно обрядовое печево – лесенки, которые также являлись традиционными для православного праздника Вознесения Господня. С ними ходили в поле, бросали в рожь, чтобы урожай был богатым. Часть булочек при этом съедалась. Этот обряд назывался «ломать лесенки». Были и специальные величальные песни-причеты:

Ржи, ржи, ржи,
Мы к вам пришли,
Хлеба-соли принесли,
Творогу на рогу
И сметаны на хвосту.

Благовещение

За Сороками 7 апреля следует Благовещение. В православной традиции этот праздник связан с событием, когда архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил ей, что она родит Иисуса Христа. В народе Благовещение считался днем полнейшего покоя, которому подобает сосредоточенное, молчаливое раздумье, а не разгульное пиршество. С ним связано много народных обычаев, главный из которых – запрет на дела по дому и все земельные работы. Благовещение считалось очень строгим праздником и на Куликовом поле. По традиции, в этот день нельзя было выполнять никакую работу, девушкам даже запрещалось расчесывать косы. Это подчеркивало важность праздника, когда следует отложить даже самые простые ежедневные дела и подумать о Боге. «Девка косу не плетет, птичка гнездышко не вьет», - говорили в народе. В некоторых деревнях считалось, что если в этот день зайти в сарай и согнать всех кур с шеста, то от этого они начнут нестись уже к Пасхе.

Вербное воскресенье

За неделю до Пасхи наступает Вербное воскресенье, которое в этом году выпадает на 17 апреля. Праздник связан со входом Иисуса Христа в Иерусалим после воскрешения Лазаря. Жители города, узнавшие о чуде, восторженно приветствовали Спасителя. Они устилали дорогу Христа дорогой одеждой и пальмовыми листьями, которые стали символом этого праздника. В славянских странах место пальмовой ветви заняла привычная для здешнего климата верба, которая и дала название этому дню.

Ломали ветки вербы в этот праздник повсеместно и на Куликовом поле. В некоторых населенных пунктах с ними шли на кладбище или клали возле икон в избе. В других – святили веточки и клали к скоту. Самих животных тоже старались опрыскать святой водой, чтобы был хороший приплод. В ряде деревень также рвали ивовые веточки, с которыми ходили в церковь и святили, после чего приносили в дом.

Вербное воскресенье связано в сознании народа не только с церковными праздниками, но и с сельскохозяйственными работами. Это был первый день выгона в поле скота. На пастбищах животных стегали вербной веткой, чтобы скотина хорошо росла, была здорова и всегда возвращалась домой.

На Куликовом поле в этот день пекли специальное печенье из сладкого теста, обильно смазанное маслом. Называлось оно по-разному: бобышки, катышки, орешки. Этим печеньем кормили скот, чтобы был больше приплод, а у коров молоко – слаще и жирнее.

-3

Пасха

Готовиться к встрече Пасхи – одного из самых древнейших и важных православных праздников – верующие начинают с Великого четверга. На Страстной седмице, за три дня до Воскресения Христова, пекут куличи, делают творожные Пасхи, красят пасхальные яйца. Основательно готовились к встрече этого светлого праздника и на Куликовом поле. Перед Пасхой было принято делать генеральную уборку: тщательно мыли весь дом, посыпали земляные полы песком. В некоторых населенных пунктах красили яйца в субботу, отчего ее прозвали Красильной. Пасху делали непременно из домашнего творога, который изготавливали и хранили на протяжении долгого поста в погребе в специальных кадушечках. К приготовлению куличей на Куликовом поле относились с особой серьезностью. Набор продуктов был стандартный: молоко, яйца, сливочное мало, сахар, дрожжи. Считалось, что чем больше в тесте яиц, тем лучше пасхальный пирог. А вот изюм долгое время не добавляли, такая традиция появилась только в советское время. В субботу перед Пасхой было принято завершать все хозяйственные дела и собираться на службу в церкви, посвященную светлому празднику.

📩НАШ TELEGRAM

Подписывайтесь на наш канал здесь.

Читайте также:

Быт жителей Куликова поля. На мещанской кухне

Раскопки на Куликовом поле: как «варили» железо древние металлурги

Сколько человек жило на Руси в эпоху Куликовской битвы