В одном из главных музеев страны больше двухсот залов. Как увидеть главные экспонаты и не пропустить культовые произведения искусства? Составили подборку, которую можно превратить в экскурсию.
Леонардо да Винчи — «Мадонна Литта»
До нашего времени сохранилось 14 картин живописца и две из них находятся в Эрмитаже. Это «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа».
Да Винчи — один из самых ярких представителей Ренессанса. Он не только зародил тенденцию масляной живописи и треугольную композицию картины, но и шагнул за пределы холста — художник создавал модели парашюта, робота и даже костюма для дайвинга.
Название «Мадонна Литта» картина приобрела благодаря последним владельцам — итальянскому семейству графов по фамилии Литта. Художник создал ее в конце 15 века в классической византийской технике иконографии, но вписал фигуру Мадонны в так называемый леонардовский треугольник и добавил арочные окна, которые часто появлялись в работах художника.
Диего Веласкес — «Завтрак»
16–17 века были золотыми для испанской живописи, а Диего Веласкес — ярчайшим творцом эпохи. Эта картина написана в традиционном жанре бодегона: жанровой сцены с изображением людей и еды, которая становится центром сюжета.
«Завтрак» удивляет визуальным обманом — сначала кажется, что людей четверо, но на самом деле трое. Блюд на столе тоже три, и все они символизируют свое: хлеб — плоть Христа, а гранат и моллюски — символы его воскрешения. Веласкес мастерски передавал исторические символы через будничные эпизоды.
Рафаэль Санти — «Мадонна с младенцем» (Мадонна Конестабиле)
Рафаэль прожил всего 37 лет, но стал одним из самых узнаваемых художников в мире и главным представителем римского классицизма. Его «Сикстинская Мадонна», которую можно увидеть в дрезденской Галерее старых мастеров — общепризнанная вершина живописи, а «Мадонна с Младенцем» — одно из ранних произведений художника.
Картина долгое время находилась в коллекции графа Конестабиле в Перудже — столице итальянской области Умбрия. А в 1871 году Александр II купил картину за 310 тысяч франков и подарил жене, Марии Александровне, которая передала полотно Эрмитажу.
Тициан Вечеллио — «Кающаяся Мария Магдалина»
Тициан изображал библейские и мифологические сюжеты — ему не было и тридцати, когда он получил статус лучшего живописца Венеции. Он был не только великим творцом, но и хорошим предпринимателем. Тициан организовал мастерскую по производству картин и работал на заказ, а его творческий метод получил отдельное название — тонализм.
Есть версия, что «Кающуюся Марию Магдалину» умирающий Тициан держал в руках. Она перешла в наследство его сыну, у которого ее вместе с домом художника приобрел аристократ Кристофоро Барбариго, а потом Николай I.
Микеланджело Меризи да Караваджо — «Лютнист»
Итальянский реформатор европейской живописи считал «Лютниста» наиболее удавшимся произведением. Есть три версии этой картины: одна хранится в Метрополитен-музее Нью-Йорка, другая — в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Третью версию приобрел Александр I в 1808 году.
Караваджо известен своей работой со светом и тенью и мастерством изображения драмы. На столе перед юношей лежит нотная тетрадь, а в ней строки «Вы знаете, что я вас люблю». Треснувшая лютня символизирует несчастную любовь.
Питер Пауль Рубенс — «Персей освобождает Андромеду»
Нидерландский живописец был одним из основоположников барокко. Он часто писал картины в соавторстве с учениками — например, Антонисом ван Дейком. В работах он сочетал брейгелевский реализм и тенденции венецианской школы.
Картина изображает античный миф о том, как Персей освобождает Андромеду, которую отдали на съедение морскому чудовищу. Рубенс изобразил миг, когда оно уже повержено, а цепи спали с Андромеды, и Персей взял ее за руку. Екатерина II купила эту работу вместе с коллекцией графа Генриха фон Брюля — она стала одной из первых в собрании Эрмитажа.
Для справки:
Банк ВТБ является давним другом и партнером Государственного Эрмитажа. Банк поддерживает культурные инициативы музея и выступает спонсором многих выставок.