Сахара — крупнейшая жаркая пустыня на планете. На десятки километров вокруг — никого. Но дважды в день в безмолвной пустыне раздается грохот. Поднимая клубы дыма, по ней проносится 2-километровый состав поезда.
Маша Арзамасова делает обзоры на игрушки для взрослых и пишет про свой опыт отношений. Но еще она — журналист и большой любитель приключений. Маша проехала больше 700 км на товарном поезде через Мавританию.
Что может побудить городского жителя отправиться в такое безумное приключение?
Для Мавритании Train du Desert (фр. “Поезд пустыни”) — больше, чем просто поезд. Это настоящая артерия жизни. Мавритания — нищенская, бедная страна. Она часто попадает в 10-ку самых непосещаемых стран в мире. Посмотрите на карту и поймете, что это сплошная пустыня. Земель для возделывания почти нет, сельское хозяйство не развернешь. Есть океан, значит кто-то будет задействован в рыболовстве. Есть месторождения руды. Ее экспорт составляет почти 40% ВВП. Поскольку в Мавритании много кочевых племен, то единственный способ что-то им доставить для торговца — это сесть на товарный поезд. Почему не на автомобиле? Транспортировка груза встанет в 50$ (половина средней месячной зарплаты).
Железная дорога связывает рудники с портовым городом Нуадибу. Каждый день по ней ходит 2 или 3 состава с железной рудой. Вагонов так много, что состав может достигать 2,5 км в длину.
Для местных эта тяжелая махина играет роль своеобразной бесплатной маршрутки. Предвосхищая вопросы скажу: конечно, эти путешествия незаконны. Но компания-владелец поезда закрывает глаза на “зайцев” — руководство понимает, что это единственный шанс людей добраться на другой конец страны. Закинув корзины прямиком на руду, рыбаки везут товар на продажу, молодожены отправляются к морю, молодежь — на заработки. Не так давно к одному из составов в конце прицепили пассажирский вагон. Мы его не видели, но проводник говорит, что это ужасный вонючий вагон, очень тесный. Уж лучше на руде.
В прошлом путешествии на Сокотру (остров на северо-западе Индийского океана) я познакомилась с Густавом. Вдохновленный опытом youtube-блогера, он собирался проехаться на товарном поезде через Сахару, и меня позвал.
Честно говоря, я согласилась без каких-либо высоких мыслей, поехала только ради компании: уж очень комфортно было проводить отпуск всем вместе. Забегая вперед скажу — я не знаю, как можно вынести это в одиночку.
— Я стал работать гидом после того, как выпустился из университета. Увы, никаких влиятельных людей я не знал, да и родился в бедной семье: в Мавритании из-за коррупции иных способов устроиться немного. Сдаваться — не в моих правилах. Я понял, что надо брать жизнь в свои руки. Нашел возможность выучить английский язык в американском посольстве в Нуакшоте. Как мне кажется — это самый важный язык в мире, так что как только получил сертификат, понял, что не пропаду. В детстве часто видел туристов в родном городе. Пару раз даже ездил с ними по стране. Осознание пришло быстро: я же живу здесь, знаю страну как свои 5 пальцев. Чем я хуже европейских гидов? Так и началась моя карьера в туризме. С самого детства на поезде я катался к дяде. Сейчас езжу с туристами: за эти годы я организовал свое агентство. — говорит Баба, гид по Мавритании.
Эта поездка для Бабы — 38-ая. Без провожатого мы бы сделали многое не так (уж слишком много тонкостей).
В Зуэрат приезжаем на машинах и сразу отправляемся на шоппинг. В разноцветных палатках на местном рынке продают и ковры, и вентиляторы, и матрасы — за ними-то мы и пришли. У меня с собой из Москвы спальный мешок и флисовое термобелье, но этого оказывается недостаточно. Баба велит купить теплую одежду (куртки, штаны), одеяла и подушки. За 4 доллара я покупаю пуховик с серебристой надписью “Toward the east” на рукаве. Совпадения не получилось — нас ждет поездка на запад.
Мы приезжаем к вагонам заранее: важно выбрать правильный, с самой мелкой рудой. У Бабы есть с собой лопатка, которой можно выровнять песок, подготовив себе более-менее удобное спальное место. С земли увидеть, какая руда загружена в вагон нельзя — важно знать наверняка, чтобы не взбираться на них зря.
Мелкая песчаная руда проникает всюду. Можно хоть в 10 пакетов упаковать еду и вещи — бесполезно. На следующие 20 часов придется смириться с тем, что твои руки, лицо, абсолютно вся одежда будут покрыты слоем черной пыли. Чтобы хоть как-то уберечь глаза, мы надеваем горнолыжные маски.
Поезд задерживается на 2 часа и мы смеемся, еще не представляя, что ждет впереди. Пытаемся представить, как будем ходить в туалет, свесившись “за борт”. Баба развеивает наши фантазии. “Уборная” на ближайшие сутки будет располагаться для нас в другом углу вагона. Хочешь в туалет? Проси друзей отвернуться и справляй нужду здесь, прямо на руду.
В самом начале думаешь: “Что я тут делаю? Кому в голову может это прийти?”. В детстве я читала про каких-то бродяг, путешествующих в товарных поездах. Но в этих книгах вагоны были закрытые, с коробками внутри. То ли дело руда. Уже через 10 минут движения становится тяжело дышать, постоянно протирать маску и пересаживаться, чтобы не затекали ноги.
Скоро к неудобствам мы привыкли и начали делать запрещенные вещи. Парни стали разбегаться и прыгать из вагона в вагон, чуть более осторожные члены группы перебирались по сцепкам. Поезд едет медленно, но иногда его сильно дергает, большой шанс упасть. Если свалишься посреди пустыни, состав останавливать никто не станет. Придется ночевать в Сахаре (а то и вовсе провести там несколько дней без еды и помощи).
Нам повезло стартовать в облачный день: грузиться в вагон было не жарко. В комфортной температуре снимали друг друга на видео, танцевали (кто-то прихватил с собой колонку). Ночи в пустыне холодные — зимой температура может опускаться и до 0 градусов, да еще и поезд ускоряет ход. Ветер жуткий, и даже в трех слоях одежды, с одеялами и в спальниках мы смогли согреться, только прижавшись друг к другу.
Нужно признать, что это безумно красиво. Встречаешь закат, встречаешь рассвет. Звездный купол, накрывающий тебя в пустыне, не поддается никакому описанию — все видно, как на ладони. Виды совершенно сказочные.
На рассвете приезжаем в порт Нуадибу. Это интересная история: вы сидите, в шоке от происходящего и пережитой ночи. Я спрашивала ребят про ощущения (жутко, холодно, неудобно, крутой опыт). Я думаю, что приключением это делают люди: были ребята из Германии, Бразилии, Дании, Греции, Казахстана. Полное ощущение пионер-лагеря. Уже отбой, а ты все лежишь и болтаешь с ребятами, слушаешь истории из жизни. Это было здорово.
— Я для себя описываю это путешествие так: пережил достаточно холодную, невероятно громкую, очень некомфортную ночь, зато теперь могу хвастаться всю жизнь! 20 часов безумия и потрясающая история, которую можно рассказывать внукам. — Густав, тревел-блогер и предприниматель.
Я не знаю, зачем поехала.
Неправильно было бы говорить, что это выход из зоны комфорта. Для меня это просто путешествие, в котором ты чувствуешь саму жизнь. Обычно она размазывается в ежедневном быте — а здесь ты в экстраординарной ситуации, не похожей ни на что другое.
Честно? Слезая с поезда, я думала: “Господи, наконец-то это закончилось”. Больше всего я хотела принять душ.