Оценка: 6 из 10
Фильм «Борьба со льдом» вышел на платформеNetflix 2 марта 2022 года. Режиссер: Петер Флинт. В ролях: Николай Костер-Вальдау, Джо Коул, Чарльз Дэнс, Сэм Редфорд и другие.
1909 год. Датский полярный исследователь Эйнар Миккельсен отправляется в экспедицию в Гренландию. Он должен найти среди льдов записки своего предшественника – погибшего Людвига Мюлиус-Эриксена, и тем самым помочь своей стране в важном геополитическом вопросе. Карты Гренландии еще не существует, в то же время США уже объявили, что остров делит пополам некий пролив Пири, поэтому половина территории должна отойти им. Дании, претендующей на весь остров целиком, такой расклад категорически не нравится, поэтому они очень хотят выяснить, существует ли этот пролив в действительности.
«Борьба со льдом» – байопик Эйнара Миккельсена, основанный на его же книге. Это фильм-выживание, который довольно подробно показывает все тяготы длительных путешествий (и уж тем более – экспедиций) в то время. Тут есть и возможность потери провизии, и нападение медведей, и вероятность лишиться конечности из-за обморожения, а также необходимость прятать все результаты исследований в каменных курганах, поскольку есть вероятность не дожить до ее конца, чтобы все труды могли получить только потомки. Пожалуй, самое тяжелое для современного зрителя – это сцены с ездовыми собаками. Животные ведут себя крайне дружелюбно и миролюбиво, но относились к ним, как к расходному материалу. Даже провизии на собак не запасали на все время пути, вместо этого животных просто скармливали остальным, а иногда и ели сами...
При том, что режиссер сумел в красках описать все тяготы экспедиций того времени, он так и не смог удачно использовать этот материал, чтобы вызвать хоть какое-то подобие напряжения и интриги. Весь фильм представляет собой просто калейдоскоп проблем выживальщика. Сломался примус – чиним. Напал медведь – отстреливаемся. Спутник упал под лед – вытаскиваем его. Все проблемы решаются так быстро и очевидно, что зритель не успевает ими проникнуться. Линейный монтаж используется для единственной сюжетной линии, в которой присутствуют довольно плоские (а может, тоже линейные?) персонажи. Даже попытки расшевелить эту историю в последней трети не меняют ситуацию. Тогда в фильме вдруг появляется правительство Дании, которое очень хочет обладать всей Гренландией, но не особенно рвется тратить деньги на спасение Эйнара Миккельсена. Но все эти сцены в Дании занимают от силы минут пять.
В 2018 году в прокат вышла картина с похожим сюжетом – «Затерянные во льдах» с Мадсом Миккельсеном в главной роли. История фильма была полностью вымышленной, зато драматургия была в разы более проработанной, а напряжения создавалось перед каждым препятствием. Можно вспомнить и массу других подобных фильмов о выживании (например, «Не угаснет надежда» или «127 часов»), где в процессе просмотра персонажам хочется переживать, причем даже если зритель уже знает финал.
Но у «Борьбы со льдом» есть и более глобальная проблема. Фильм, рассказывающий о важных исторических событиях, даже не создает ощущение их значимости. Он странным образом сторонится того, чтобы давать какие-то оценки или возвышать персонажей. После его просмотра не возникает ощущения того, что герои вообще-то совершили настоящий подвиг и совсем не случайно вписали свои имена в историю. В результате все кино выглядит предельно сухим и пресным, словно оно рассказывает не об опасном для жизни исследовании сложного региона, а о затянувшемся на 3 года походе в магазин за хлебом.
Павел Соломатин, InterMedia