Найти в Дзене
Лекторий СПВ

Как дописывали портрет Петра Великого в 1835 году

Оглавление

Весной 1835 года императору Николаю I доложили, что в Эрмитажной кладовой обнаружен портрет Петра Великого, изображенного верхом на коне. Самодержец, считавший себя прямым продолжателем дела предка, очень заинтересовался неизвестным изображением своего прапрадеда. Осмотрев картину, он приказал ее отреставрировать.

Состоявшие при Эрмитаже реставраторы немедленно приступили к работе над изображением, но вскоре выяснилось: найденное в кладовой представляло собой лишь предварительный эскиз красками, по которому неизвестный художник предполагал в будущем завершить картину, но по каким‑то причинам не успел этого сделать.

За работу взялся известный мастер батальной живописи Александр ­Зауервейд. С молодости ему особенно удавались фигуры лошадей, и, возможно, то обстоятельство, что Петр был изображен верхом, повлияло на его решение.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Прошло пять месяцев, и в начале 1836 года министр Волконский официально поинтересовался у Академии художеств, скоро ли будет завершена работа. Зауервейд разразился довольно пространным ответом. Он сообщил, что, осмотрев портрет прошлым летом, пришел к выводу, что «тут все снова приписать должно, ибо все, что было, перетерто». Однако приняться за картину помешало сначала длительное пребывание мастера с учениками в Царском Селе, а затем «в ноябре и декабре короткие дни и стужа не позволяли ею заняться». По этой причине срока окончания работы он назвать не мог.

«Все зависит от удачи, а если спешить будут, то уже успеха хорошего ожидать нельзя», — объяснял Зауервейд.

Спустя четыре месяца министр повторил свой запрос. На этот раз выяснилось, что Зауервейд перепоручил «исправление» ­портрета своему ученику Карлу Гинценбергу, который специально посещал арсеналы и прочие «хранилища древностей» в поисках обмундирования и различных предметов Петровской эпохи, чтобы иметь возможность с максимальной точностью передать образ императора. К лету 1836 года ученик почти закончил картину, и Зауервейд предложил министру Волконскому лично ознакомиться с ней.

Очевидно, время в плотном графике художника все же нашлось. Министр осмотрел полотно, после этого портрет был представлен Николаю I, который остался вполне доволен работой.

В 1838 году по желанию Николая I «исправленный» портрет ­Петра Великого был помещен в здании Главного штаба в зале Военного совета. Так незавершенный в свое время портрет основателя Российской империи обрел вторую жизнь.

К сожалению, попытки авторов статьи отыскать дополнительную информацию о нем оказались ­безуспешными, а поскольку нет сведений о первоначальной дате написания картины, довольно сложно определить, о каком именно изображении Петра I идет речь.

Может, среди читателей найдутся те, кто поможет решить эту «околопетровскую» загадку?

По материалам рубрики «Наследие» автора Анны Манойленко.

Читайте также:

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.