Найти тему
Классный форум

Как построить работу по созданию сайта класса

Оглавление

Алексей Иванов, директор интернет-агентства ISEE Marketing, рассказал сообществу Всероссийского форума классных руководителей о том, как построить работу по созданию сайта класса.

Это не техническая информация о создании сайта — ответы Алексея на вопросы помогут вам понять, с чего начать работу над сайтом.

Добавьте описание
Добавьте описание

Для вас «сайт класса» и «блог класса» — разные понятия? Сайт класса = страница на портале = группа в ВК = блог класса = аккаунт в Инстаграме? Разъясните, пожалуйста, в чём разница.

Сайт, страница на портале, сообщество в соцсети и блог — разные инструменты для разных задач.

Если мы говорим о решении текущих вопросов — нужно что-то сообщить классу здесь и сейчас, например, домашнее задание, срочная новость — это удобнее всего делать в чате. Это самый простой и быстрый формат. Но что обсуждали неделю или месяц назад, уже никто не найдёт.

В группе ВК можно обсуждать несколько вопросов одновременно, публиковать посты с новостями и ветки обсуждений. Но навигация остаётся неудобной — со временем важное уйдёт вниз в ленте. В Инстаграме с этим ещё сложнее.

В блоге вы можете публиковать разные материалы, по заголовкам блога можно быстро пройтись, это может быть удобнее, чем искать что-то в чате или соцсети, но чем больше выходит статей, тем труднее бывает найти нужную публикацию, например, пятилетней давности. Блог может быть разделом сайта класса или самостоятельным элементом — в группе ВК или в Ютубе, Инстаграме, а может быть организован на блог-платформе (например, на Livejournal, Яндекс.Дзене).

На сайте можно собрать важную базовую информацию, которая не меняется месяцами и годами. Сайт лучше всего решает задачу хранения и доступа к информации, которая ранее была опубликована. На сайте можно показать историю по годам, главные события из жизни класса, рассказать об учениках и классном руководителе. Все это может быть опубликовано в постах и в соцсетях, и в блоге, но общую картину в этом случае увидеть сложно. После выпуска на сайте можно давать ссылки на учеников, чтобы они могли найти друг друга.

Страница класса на портале — это нечто среднее между сайтом и блогом, ближе в сторону сайта, это зависит от технических возможностей портала. Минус этого инструмента в том, что там нельзя разместить всю желаемую информацию, дизайн и функциональность зависит от портала.

Я, как классный руководитель, в этом году уже выпускаю второй выпуск. Возможно ли на сайте класса тот материал удалять в архив или же надо создавать новый сайт? Также интересует не только сайт класса, но и сайт учителя, который всем необходим для конкурсов и повышения квалификации.

Можно архивировать материал или передавать сайт класса ученикам. Можно сделать раздел о классе на своём личном сайте.

Сайт учителя может содержать раздел о классе — классный руководитель может рассказать о себе, о текущем классе и предыдущих, своих достижениях, публиковать ключевую информацию для учеников и их родителей (новости, анонсы, которые часто меняются). Новости со временем «перекочуют» в историю класса: приятно будет зайти, вспомнить. Новые ученики могут на сайте учителя посмотреть, кто ещё у него учился. Сайт учителя в долгосрочной перспективе может интереснее и дольше жить, чем просто сайт класса.

С чего начать работу над сайтом? Какие ошибки могут быть и как их избежать?

Начать я советую с того, чтобы подумать, какая аудитория будет приходить на сайт класса, и какую информацию вы будете им давать. Это будут родители, ученики, предыдущие выпуски, родители, которые хотят перевести к вам своего ребенка? Какую информацию вы сможете готовить?

Нужно трезво оценить свои силы. Можно сделать огромный сайт и обновлять его каждый день, но если не привлекать помощников, на это уйдёт огромное количество сил и времени, и в конце может оказаться, что не все страницы и разделы пользуются популярностью. В этом главная ошибка начинающих.

На сайте могут быть разделы с домашними заданиями, профилями учеников, новостями и объявлениями, блогом, но если у вас нет ресурсов его обновлять, это повиснет мертвым грузом и пользы не будет никакой.

Если бы я разрабатывал сайт класса, я бы сначала написал на бумаге его возможную структуру исходя из того, какой контент у меня есть, что могут взять на себя ученики или родители, и что в дальнейшем будет несложно поддерживать в актуальном состоянии.

Ещё одна частая ошибка — неправильный выбор платформы. Например, есть отличный бесплатный Вордпресс, и на нем работают миллионы сайтов по всему миру, но его первоначальная настройка довольно сложна для новичка без опыта программирования. Вордпресс могут рекомендовать многие владельцы сайтов, но когда вы без опыта попытаетесь разобраться, то можете решить, что создание сайтов — очень сложное дело и оно явно не для вас.

Какие удобные для работы платформы для сайтов класса вы можете рекомендовать? (удобные — не требующие навыков программирования, доступные для ведения педагогами и учениками, полностью бесплатные)

Я бы выбирал между конструкторами сайтов, у которых есть бесплатные тарифы. Если у вас есть вся информация, собрать сайт на конструкторе несложно.

Я бы рекомендовал всем новичкам Tilda — это не реклама, а искренняя рекомендация. С конструктором сайтов можно вообще не думать о технических нюансах.

Платная и бесплатная основа для сайта. Как найти золотую середину? Я создавала сайт 3 дня и ночи. А через месяц его удалили. Оказалось, что платформа платная. Создавала на платформе Ukit.

Сейчас столько возможностей сделать сайт бесплатно, что я бы рекомендовал их использовать. При выборе платной платформы обратите внимание на условия — что будет, если вы не оплатите очередной период. Tilda, к примеру, переведёт вас на бесплатный тариф с ограничениями, но сайт будет доступен.

Одностраничный сайт — это хорошо или так себе?

Это нормально, но нужно понимать, какие у вас цели и какие задачи у сайта. Размещать домашнее задание и вести блог на одностраничном сайте не получится. Но сделать сайт-презентацию класса вполне можно. Это может быть лаконичная страница или длинная лента с историей класса по годам.

Чем хорош одностраничник? Во-первых, можно сэкономить время на поддержку сайта — на нем будет меньше контента. Во-вторых, если вы используете платные сервисы, его содержание обойдётся немного дешевле, потому что часто у сервисов есть ограничение по количеству страниц.

Чем плох? Не получится разместить большое количество контента, сайт будет статичный и будет выполнять только функцию презентации. Это некритично, ведь наверняка вы ведёте и социальные сети, а там есть больше динамики.

Какие рубрики необходимы для сайта класса?

Если говорить о статичных рубриках (то есть тех, обновлять которые не нужно совсем или нужно, но очень редко), то это могут быть: общая информация о классе, профайлы учеников и классного руководителя, подборка лучших фотографий из жизни класса, цитаты учеников о том, как им живётся в классе, информация о достижениях.

В «динамичных» рубриках (то есть тех, которые требуют регулярного обновления) необходимы только те рубрики, на которые вам хватит сил. Это может быть публикация домашних заданий, блог с новостями из жизни класса, да даже прямые трансляции классных часов — почему нет, если есть желание и возможности!

Как лучше размещать вкладки и ссылки сайта, чтобы читалось, виделось, было информативным?

Для этого есть главное меню сайта — обратите внимание на другие сайты, на большинстве из них есть меню. Меню не стоит делать многоуровневым, чтобы посетитель не потерялся. Постарайтесь организовать разделы сайта так, чтобы структура была одноуровневая.

Считаете ли вы важной возможность автору сайта делать свой сайт совершенно не похожим на другие? Или единый шаблон лучше?

Не вижу ничего плохого и в уникальном сайте, и в сайте по шаблону. Главное ведь — это информация и регулярность ее обновления. Если вы чувствуете, что не хватает опыта или фантазии на то, чтобы создать что-то уникальное — вполне можно воспользоваться шаблоном и заполнить его своей информацией.

Ничего страшного, если у всех учителей по структуре будут похожие сайты, потому что по наполнению они будут разные. Каждый учитель отличается от другого учителя, ученики разные. Не надо бояться копировать у того, у кого, на ваш взгляд, хорошо сделано.

Есть ли какие-то рекомендации по цветовому оформлению? Или стоит ориентироваться только на свои предпочтения?

Можно ориентироваться на свои предпочтения, но не забывайте о сочетаемости цветов и читабельности. То есть не стоит писать зелёным по красному или белым по желтому.

У Tilda есть бесплатная подборка красивых цветов и градиентов: https://tilda.cc/colors/#colors

Сочетания цветов тоже можно подобрать на специальном сервисе (https://color.romanuke.com), если у вас есть трудности или вы ищете вдохновение.

На сайте будут публиковаться фото и видео из жизни класса. Нужно ли какие-то дополнительные разрешения от родителей, для размещения фото детей?

На сайты распространяются те же законы, что и на социальные сети. Единственный нюанс — если у вас есть разрешения от родителей и детей на публикацию фото и видео в группе класса в соцсети, но группа закрытая, стоит обсудить с классом публикацию их на сайте, чтобы никто не обижался.

Какие особенности при создании сайта для разных уровней обучающихся (начальная школа, старшая)?

Особенностей нет, разве что в начальной школе вряд ли получится привлечь детей к созданию сайта и ведению блога.

Считаете ли вы важным возможность комментирования/откликов ко всем страницам, постам, фотографиям на сайте класса?

Надо понимать, что там, где есть возможность комментировать, нужна ваша модерация. Если на это времени нет, то лучше отключить. Если есть, то почему нет, спустя годы ребятам будет точно интересно вернуться к своим же комментариям и вспомнить свои эмоции.

Как сделать так, чтобы у участников была возможность делать публикации?

Дать участникам логин и пароль к сервису, на котором работает сайт. Тут нужно быть осторожными и не давать всем желающим в целях безопасности, первые публикации лучше делать совместно. Доступ можно давать за определенные заслуги, или обязательства разместить публикации. В некоторых сервисах можно ограничить доступ редактора, чтобы он мог только размещать публикации.

Если уже 11 класс, и остался год, есть ли смысл создавать сайт?

Конечно, он может стать подарком классу на выпуск, имеет смысл привлечь ребят на создание такого сайта, вполне возможно, что кто-то заинтересуется и выберет веб-дизайн как будущую профессию. Плюсов очень много!

Возможно ли подключить учеников к сайту, чтобы читали, как Телеграм?

Вот вы сделали сайт, следующий шаг — приучить учеников и родителей заходить на него и читать материалы. Сформировать такую привычку можно и нужно, если на сайте есть блог и он регулярно обновляется. Если обновлений на сайте нет — зачем им туда заходить?

Если вы выкладываете новые материалы на сайт, их нужно анонсировать в группе класса в соцсети, в чате с учениками и родителями. Со временем они привыкнут, что, например, каждый понедельник на сайте появляется что-то новое. Если вы обновляете сайт нерегулярно, но всё же это делаете, то анонсы будут помогать вам оповестить об этом свою аудиторию.

Что, какую информацию, какие фото/видео надо исключить при оформлении сайта? Какой контент размещать нельзя?

Нельзя только то, что запрещено размещать в интернете законодательно — фотографии/видео, на размещение которых у вас нет прав (то есть они сделаны не вами), рекламу оружия, алкоголя и табачных изделий, азартных игр и т.д.

Сколько времени понадобится (в день/неделю/месяц), чтобы дилетанту вести такой сайт?

Одностраничник можно сделать с нуля за пару недель, уделяя по часу в день, и обновлять раз в год. Многостраничный сайт с блогом нужно обновлять хотя бы 2-3 раза в месяц (выкладывать материалы в блог), материалы могут писать дети и родители. Создание многостраничного сайта с нуля займёт около месяца, если заниматься им по часу в день. Можно запустить только главную страницу за неделю и дальше постепенно дорабатывать.

Как вы относитесь к монетизации педагогических ресурсов? За или против и почему?

Смотря как монетизировать. Я против агрессивной прямой рекламы, которую размещают владельцы сайтов в надежде на пассивный доход (это рекламные сети Яндекса и Гугла). Я за рекомендации из собственного опыта — это может быть пост в блоге о личном опыте. Такая реклама называется нативной и лучше работает, а выглядит совсем не агрессивно. Также я не против заработка по реферальной системе — когда вы искренне рекомендуете какой-то продукт и получаете процент с продаж. По такой системе, например, можно рекомендовать товары в интернет-магазине Озон.