Мне постоянно говорят, что наша авиационная промышленность никогда не выпускала более-менее достойных воздушных судов, да и, в принципе, у нас никогда не получится произвести что-то дельное. Поэтому предлагаю посмотреть на то, что было в нашей истории успешно реализовано в серии и сравнить с зарубежными образцами.
Ту-104
Второй в мире реактивный пассажирский лайнер. В отличие от предшественника - Кометы намного более успешный. Эксплуатировался в разных модификациях в течение 23 лет. Пилотажно-навигационное оборудование было далеко несовершенным. Катастрофа Кузнецова в Чувашии показала и несовершенство самого планера. Если рассматривать общие потери - то 37 из 205 машин против 25 из 114 у Кометы. Двигатели АМ-3 тягой 8750 кгс под конец эксплуатации на двух самолетах заменили на более экономичные РД-16. Так что этот самолет точно нельзя назвать провалом или отставанием.
Ил-18, Ан-10 и Ан-12
Объединим эти три машины. Тем более, что Ил-18 и Ан-12 до сих пор эксплуатируются в мире, причем Ан-12 летает в том числе и в Европе. При создании Ан-12 учитывался опыт эксплуатации Ан-10, который, хоть и считается аварийным, но было потеряно 14 из 112 самолетов. Ил-18 потеряно 100 из 850 самолетов за 65 лет эксплуатации. Сравнить их можно с Vickers Viscount, например, который взлетел несколько раньше, имел меньший практический потолок, а эксплуатация закончилась в 2009 году, за 60 лет эксплуатации было потеряно 144 из 445 самолётов. Впоследствии через 10 лет был создан более совершенный Vickers Vanguard, который не снискал популярности, так как было произведено всего всего 44 самолета. Bristol Britannia оказался более успешен, их было построено 85 машин. За океаном строили свой турбопроп - Электру, которые в начале эксплуатации потеряли сразу три машины, после чего понесли потери в 112 миллионов ещё тех долларов и доработали конструкции крыла и двигателей, так как самолеты разрушились в воздухе. Всего было произведено 170 самолетов, грузовые варианты ещё можно найти в воздухе. Думаю, что здесь Ил-18 можно считать наиболее успешным.
Ту-114
А вот у этого лайнера не было аналогов, так как это единственный турбовинтовой пассажирский лайнер со стреловидным крылом и скоростью 880 км/ч при дальности в 9700 км. Построено было 33 машины, в большем количестве они были не нужны. На мой взгляд это успех.
Ту-124
Первый в мире пассажирский самолет с турбореактивными двухконтурными двигателями. Не самый распространённый (166 машин), чуть позже был оснащён двигателями Д-30, перенесённым в хвост, стал выпускаться как Ту-134. Успешным назвать тяжело, так как выпускался недолго, но Ту-134 однозначно получился неплохой.
Ту-134
Выпускался в течение 18 лет, до сих пор находится в эксплуатации. Однозначно успешный самолет, 856 машин построено. Много проблем было и с этой машиной. Но свое место в истории нашей авиации она заняла. Машина была хуже по характеристикам чем Douglas DC-9, выпускавшийся в то же время в сопоставимом количестве. Здесь, наверное, стоит поставить самолет, как менее успешный по сравнению с западным аналогом.
Ту-144
В мире всего два сверхзвуковых пассажирских лайнера. Первым полетел Ту-144. К сожалению, двигатели не позволили ему достигнуть большой дальности, а экономика была сомнительной. С точки зрения прогресса самолет опередил свое время. С точки зрения экономики это была катастрофа, поэтому долго он и не летал. Прожорливость двигателей позволяла летать только в Алма-Ату. Установка двигателей РД-36 позволила бы летать в Хабаровск, но под предлогом катастроф самолет вывели из эксплуатации. Успехом можно считать относительно возможностей и технологий. Коммерческий успех отсутствует. Все равно, Победа.
Ту-154
Самый массовый пассажирский лайнер в Советском союзе и России. Очень удачно зашёл. В варианте Ту-154М был вполне экономичным для 1984 года. Естественно, сейчас он уже давно не актуален. Но двигатель Д-30К оказался очень удачным, на его основе было сделано многое, он был самым массовым. Именно этот самолёт был основной рабочей лошадкой в перевозках 80х и 90х годов. По сравнению с Боингом-727 он был более прожорлив, но имел большую дальность и скорость полёта. Если сравнивать его с Боингом-737, то тот изначально был намного скромнее - меньше вместимость, меньше дальность. Это уже современные Боинги-737 превзошли характеристики Ту-154. Он успешен хотя бы потому, что он справился со своей задачей. Сейчас, кстати, от авиапрома сейчас ждут похожего. Если в роли Ту-154 выступит МС-21, то будет отлично.
Ан-24/26/30
1367 произведенных самолетов данной модели показатель того, что самолет оказался необходимым и востребованным. Эксплуатируется до сих пор. Лицензионное производство налажено в КНР с 2000 года. В настоящее время самолёт уже устарел, что и говорить, но перевез он миллионы. С одноклассником от Fokker схож по всем параметрам.
Ил-62
По характеристикам самолёт не уступал Боингу-707 и DC-8, обладал большей дальностью полета, был более экономичным, хотя и создавался на десять лет позже. 289 выпущенных самолетов позволили обеспечить связность не только страны, но и советского союза с основными столицами мира. Успешен ли он был? Красив, однозначно. Нужен, бесспорно. Но насчёт коммерческой составляющей - вопрос, конечно. Ну, с задачей справился.
Ил-86
Первый советский широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Из-за прожорливых и маломощных двигателей НК-86 самолет обладал скромной дальностью. Да и столько было проблем из-за них. Вообще вся кузнецовская линейка была проблемной. Хотя ракетные НК-33 были не в пример интереснее. Дальнейшее переоснащение ПС-90 привело к более дальнему Ил-96-300. Улучшение характеристик ПС-90 позволило создать Ил-96-400, который приблизился по характеристикам к А-340, который уже стал неактуален. С широким фюзеляжем у нас получилось так себе. Не совсем прям провал, Ил-86 радовали туристов вплоть до 2008 года. А Ил-96 до 2015 года. Проблема в том, что единственный подходящий двигатель для широкофюзеляжных лайнеров был Д-18Т, наверное. Да и то, с кучей оговорок.
Ту-204
Самолет вышел вполне сносный. По характеристикам лучше Боинга-757, экономичнее, точно. По дальности Ту-204-300 с полной коммерческой загрузкой и расходом точно его делает. Однако проблемы с доводкой, проблемы с послепродажным обслуживанием не позволяют говорить о нем, как об успешном проекте. Модификация СМ с парным экипажем так и была введена в эксплуатацию. Сейчас самолет уже не отвечает требованиям времени.
По итогу скажу: не стоит говорить, что у нас были одни провалы, были и отличные моменты, не стоит забывать о них. Авиапром справлялся со своей задачей во всех странах ОВД. Дело не в том, что авиапром не выдержал конкуренции. Здесь ему помогли. Не нашлось в девяностые новых Ильюшина, Туполева и Яковлева. Хорошо, если бы нашлись сейчас.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/232052.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.