Найти тему

Что первое приходит вам в голову? (часть 2)

Вернёмся к фрескам Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и вопросу: Что первое приходит вам в голову?

В предыдущей статье, мы рассмотрели росписи алтаря и теперь переходим к остальному объёму храма с евангелийскими сюжетами жизни Иисуса.

Повествование строго поделено на части, верхний круг, средний и нижний, и каждый рассказывает о череде событий. Самые крупные фигуры и полномасштабные действа представлены на верхних сводах и люнетах и объединены в так называемый праздничный цикл.

-2

Начало цикла мы видим на восточной пред алтарной стене, где изображён Архангел, Гавриил, который обращается к деве Марии, которая расположена на противоположном столбе - это сцена Благовещения. И обратите внимание на изображенный плат на деве Марии, мы его уже видели в алтарной части в предыдущей статье. Я говорил, что этот элемент будет нам встречаться в дальнейшем.

-3

Далее за ней следует следующий праздник - Рождество Христово тут мы увидим изображения обобщённого образа событий перед Рождением и после. Мы видим Ангела обращающегося к Иосифу, Волхвов приносящих дары и другие сюжеты, а выше на своде сцена Сретения, когда праведник Семион встретил Марию, Иосифа несущих Иисуса в храм для посвящения Богу (на фото выше).

-4

В люнете сцена Крещения в реке Иордан, далее Воскрешение Лазаря

-5

Затем мы переходим к западной части храма где по традиции обычно изображались сцены из страшного суда, но в Спаса-Преображенском соборе изображены сцены Входа в Иерусалим, Омовение ног Иисусом ученикам и сцену Тайной вечери

-6

О ней стоит сказать, что для большинства уже есть сложившийся образ изображения тайной вечере, но фрески этого собора вас удивят, т.к. мастера, расписывавшие храм, изобразили её на свой греческий манер, где спаситель возлежит за столом. А в центре стола вместо привычного образа хлеба, лежит рыба святого Петра - тилапия, которая обитала в Галилейском озере и упоминается в Евангелии от Матфея.

Каждый найдет здесь символизм независимо от веры или ее отсутствия - рыба озера Галилейского, сам стол как озеро, судя по его нефритовому цвету, а вместо краев скатерти на колышках сохнут сети. Иисус и Иоанном (а может быть и не с ним) слева, не в центре. Иуда опускает свою руку в воду. Невероятная и редкая композиция и задумка, но обратите внимание, что Иуда изображён с нимбом вокруг головы. что обычно не делается.

Давайте перейдём в северную часть храма где изображены страстной цикл, это распятие, оплакивание и сошествие в ад.

-7

Обратите внимание на череп лежащий у основания креста.

-8

По преданию именно на горе Голгофа был похоронен Адам, человек сотворённый Господом Богом и совершивший первый грех введя его в человеческую жизнь. По преданию когда кровь Иисуса орошила землю гора треснула и кровь Христа стекла к основанию и омыла череп Адама избавив тем самым человечество от власти греха. Это символизирует искупительный подвиг Христа, спасение падшей души Адама и грядущее спасение всего человечества. Считается что на Голгофе началось спасение человечества.

Иисус был распят, копьём было пронзено его сердце, так закончилась его земная жизнь. Но в этой сцене есть ещё кое-что очень важное, не именно на этой фреске, а в сцене распятия. Вы конечно же знаете, что вместе с Иисусом были также распяты ещё два человека, безымянные осуждённые за преступления. И один из них обратился, умирая к Христу с моленьем взять его душу с собой на небеса, он увидел в нём Бога и взмолился к нему раскаиваясь в своих грехах, на что Иисус ответил ему что уже сегодня он будет вместе с ним на небе. Эту историю мне рассказал отец Якуб на занятиях катехизимом в 2020 году и её смысл в том, что у Бога уготовано место каждому, что его любовь распространяется на всех, как на праведников, так и на грешников.

-9

Очень драматичная сцена оплакивания Иисуса, Мария держит Христа за руку склоняясь над его лицом и прижимаясь к его щеке. Сцена происходит на Голгофе, т.к. мы видим за ними крест с которого сняли тело Христа, а если внимательно разглядеть, то и горшок, в котором находятся гвозди вытащенные из тела Христа и тот же самый череп Адама в основании горы.

После земной смерти душа проходит определённый путь прежде чем будет отправлена в Рай или Ад. Иисус же совершает схождение в ад, традиционно его изображают с повергнутыми вратами преисподней и выведением грешников из Ада.

-10

Наша фреска также показывает эту сцену, где Иисус, держа за руки выводит Адама и Еву, которые ждали своего прощения чуть ли не с основания мира и теперь предстанут перед господом на суде, принесут покаяние за грехи свои и будут прощены и вознесены на небо.

-11

Далее мы видим сцену воскрешения и немного вернувшись назад к западной части схождение святого духа на апостолов,

-12

после которого они обрели возможность говорить на всех языках мира чтобы распространить учение Христа и завершает праздничный цикл Вознесение.

-13

Это величественна композиция «Вознесение» с изображением Иисуса Христа в окружении хоровода ангелов. Восемь ангелов, изображенных в динамичных позах с обращенными к Христу ликами и руками, прославляют вознесшегося на небеса Христа — Владыку мира и создают у зрителей торжественное настроение, отражающее величие и триумф Бога. Изображение показывает нам, что Иисус Христос это есть Свет, неизречённо сияющий. Светозарность Бога непостижима, не сказана поскольку Бог непознаваемый в своей сущности. И все же Бог выявляется благодатью - энергией света, изливаемой им в мир Его учение есть любовь и просвещение людей.

Уникальность фресок собора Спаса-Преображения бесспорна и не требует доказательств. Этот памятник открыт для каждого и каждый может прийти в собор и увидеть всё своим глазами.

Я постараюсь в будущем раскрыть в своих статьях ещё один, не рассказанный тут сюжет ветхозаветного цикла Иоакима и Анны и рождения девы Марии, который изображён в фресках собора.

Приезжайте в Псков и убедитесь в этом сами. А я буду рад встретить вас в нашем городе и раскрыть его историю, познакомить вас с нашим городом.