Найти тему

«Окна в прошлое». Слюдяные оконницы в собрании музея

В экспозиции «В начале славных дел» музея-усадьбы «Ботик Петра I» представлена часть уникальной коллекции слюдяных оконниц конца XVII века. Подобного собрания не встретишь даже в центральных музеях России. В прошлом обыкновенные бытовые предметы, сегодня эти состарившиеся рамы с узорами-паутинками воспринимаются как произведения декоративно-прикладного искусства, а кто-то способен увидеть в них самые настоящие окна в прошлое.

Современному человеку, привыкшему к застекленным рамам и стеклопакетам, трудно себе представить, что давным-давно окна выглядели совершенно иначе. В далеком прошлом отверстия в крестьянских избах, так называемые окошки, затягивали бычьим пузырем. В царских дворцах и домах знатных людей XVII века окна были закрыты слюдой, которую на Руси называли хрусталем или стеклом московским.

По своей природе слюда - минерал из группы силикатов, состоящий из кристаллов, которые расщепляются на отдельные пластинки. Небольшие куски слюды русские мастера прикрепляли маленькими гвоздиками к жестяным полоскам. Соединяя множество различных по размерам кусков, они придавали оконнице вид упорядоченной геометризированной сетки или орнамента.

-2

От петровских времён в усадьбе «Ботик» чудом сохранилось значительное количество таких оконниц, различных по размерам и рисунку.
Специалисты предполагают, что все они происходят из одного производственного центра, находившегося, по-видимому, в Москве. В одном из архивных документов содержится информация о том, какие материалы и в каком количестве были использованы для изготовления оконниц:
«Января в 23 день велено купить к делу слюдяных окончин, которые велено сделать в Переславль-Залеской в государские хоромы: 55 фунтов денежек оловянных, 20 фунтов кружков золоченных, 32 коробки гвоздей носковых, 516 прутков железных, подкрушки на цветки десять бумаг, да на две деньги клею мездринского».

-3

Предметом нашей особой гордости являются расписные слюдяницы, на которых изображены птицы, похожие на попугаев, орлы, конные воины, различные диковинные растения. Сохранилось имя живописца, подрядившегося написать «10 окончин» в хоромы царевича Алексея и царицы Евдокии Федоровны в Переславле, его звали Ивашка Новиков. Встретить подобные экземпляры в собраниях других музеев практически невозможно. На сегодняшний день эти уникальные экспонаты нуждаются в реставрации, поэтому в залах музея представлены лишь оконницы с традиционным геометрическим рисунком или орнаментом.

-4

В 30-е годы прошлого столетия часть оконниц нашего собрания была передана в другие музеи страны: в Государственный исторический музей, Музей-усадьбу Коломенское, Ярославский музей – заповедник и другие.

В начале ХХ века известный русский художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь писал о слюдяных оконницах: «Культура жизни неумолимо изгнала эту живописную и примитивную защиту от холода и ветра и заменила прозаичным стеклом». К счастью, у переславцев есть удивительная возможность хоть на минутку через эти уникальные окна заглянуть в прошлое, для этого нужно всего лишь посетить замечательные экспозиции музея-усадьбы «Ботик Петра I».

Зав. филиалом «Музей-усадьба «Ботик Петра I»
Н.Б. Ямщикова