Культура и искусство являются неотъемлемой частью социально-политической жизни любой страны и контитента.
Поэтому довольно часто концертная деятельность музыкантов и артистов бывает связана с тем или иным политически резонансным событием.
С 24 августа по 30 сентября 1984г. состоялся первый этап гастрольного тура Queen ''The Works Tour''. На период с 5 по 20 октября 1984г. была запланирована Южная Африка. Концерты в рамках второй части ''The Works Tour'' в ЮАР прошли в северо-западной провинции Сан-Сити.
В это время в Южной Африке проводилась политика апартеида. Апартеид предполагал разделение населения по расовому признаку. Концерт Квинов получил мощный общественный резонанс. Мнения авторов публицистов на этот счет расходятся. Некоторые считают, что дело было не только в политике. Давайте обо всем по порядку.
Вот что по этому поводу пишет старший техник Queen Питер Хинс, гастролировавший с группой по всему миру в течение десяти лет, в своей книге «Неизвестные Queen». Книга была издана на русском языке в 2020 году:
«Будут ли проблемы с местными жителями у рок-группы, которая 105 лет спустя явилась их завоевывать? Проблемы, в общем-то, начались задолго до приезда, еще дома. Вместо черных зулусов нас ждал черный список. Когда Queen объявила в прессе о планах выступить в Сан-Сити, группу прокляли. Из-за господствующего в ЮАР апартеида само решение поехать в страну и выступить там считалось поддержкой режима, несмотря на то, что в Сан-Сити ожидалась ''смешанная аудитория''.
Кто-то вбросил еще и извращенную контртеорию выступления в Сан-Сити – это же не выступление в самой Южной Африке, чего такой шум поднимать? Должно быть, какой-нибудь искушенный в казуистике артист.
Queen никогда не была политической группой и всегда стремилась дать людям качественный продукт – запись, видеоклип или концертное шоу. Они постоянно искали новые, неизведанные территории, чтобы выступить там и завоевать их. Queen – империалисты?
Деньги никогда не были главной целью гастролей, группа никогда не жертвовала шоу ради быстрого заработка. Как и всегда у Queen, качество стояло на первом месте. Ну, и желание быть самыми крутыми.
Поскольку Queen не скрывала своих планов, она становилась козлом отпущения для других известных британских и американских артистов, которые выступили в Сан-Сити тайком: зашли через заднюю дверь и вынесли через нее же большую кубышку с деньгами. Парадоксально, но среди этих групп были даже негритянские».
А вот что пишет английская писательница и журналистка Лесли Энн-Джонс в своей «Queen. Фредди Меркьюри: биография». Книга была издана в 2019 году на русском языке:
«Шоу, состоявшееся в октябре 1984-го, поставили Queen в центр острого политизированного скандала. Курорт, в развитие которого вкладывались сотни миллионов, частично финансировался государством – тем самым, что все еще придерживалось политики апартеида.
Для всего свободного мира, объявившего ЮАР культурный бойкот, этот жест Queen означал не больше и не меньше как поддержку государственного расизма. Британский музыкальный профсоюз запретили своим участникам любую работу на территории ЮАР, и Queen нарушали его запрет.
А фонд «Артисты против апартеида», основанный бывшим музыкантом Брюса Спрингстина Стивеном Ван Зандтом, выразил общее настроение, выпустив сингл «I Ain’t Gonna Play This City» («Я не собираюсь выступать в этом городе»). В записи песни приняли участие Майлз Дэвис, Ринго Старр, Боб Дилан, Лу Рид, Кит Ричардс и Ронни Вуд из The Rolling Stones. Этот политизированный сингл, изданный в декабре 1985-го, не стал хитом в Америке, но пользовался огромным успехом в Австралии, Канаде и Британии.
Queen продолжали упорствовать и ни в чем не раскаивались.
– “I Want To Break Free” стало неофициальным гимном Движения Против Апартеида, возглавляемого Нельсоном Манделой, - объяснял Роджер, - а ''Another One Bites The Dust'' стала одним из главных хитов Черной Африки.
Тем не менее, осуждение Queen, к которому нередко подмешивалась и зависть, продолжало нарастать и достигло максимума к началу тура в поддержку The Works. В концертый состав группы включили пятого участника – клавишника Спайка Эдни».