Найти тему
ШЛМИ

Пояснительная записка (продолжение 6)

«Пепел стучит в моём сердце»

- Неужели человечество – безнадёжно? – задаю я себе вопрос.
«Звёздное небо над головой и нравственный закон в душе» - тут и доказательства бытия Божия, тут и необходимое и достаточное для того, чтобы быть человеком.
У того молодого немецкого лётчика, который удачно сбросил бомбы на удирающий от блокадного кольца поезд с ленинградской детворой, а потом гонялся за мечущимися на открытом пространстве детишками, расстреливая их из пулемётов… вот что с нравственным законом в душе – у него?
А у тех немецких подводников, напавших на караван PQ-17… помните эту историю?
Британский флот снял патрулирование, оставив караван грузовых судов, направлявшийся в Мурманск – беззащитным… немцы с удовольствием этим воспользовались… сначала – торпеду в борт, судно начинает тонуть, пассажиры спасаются в шлюпках, и тогда подводная лодка всплывает, и расстреливает шлюпки из своей пушечки, закреплённой на носу лодки – без малейшей для себя опасности…
Ещё один вариант охоты, да?

«Звёздное небо над головой и нравственный закон в душе»

Вообще – у них, у всех… в 4 часа утра 22 июня перешедших границу… какой у них нравственный закон в душе?
А ведь они – люди религиозные, реально верящие, что с ними – их Бог… верующие протестантского толка, т.е. им не особенно нужен священник, они напрямую обращаются к Господу… и вот они, всей своей военной мощью, обрушиваются на спящую, беззащитную ото сна чужую страну… и – что – их Господь молчит?
А их концентрационные лагеря… «фабрики смерти»… горы из зубных коронок, из человеческих волос, из обуви… их Господь видел всё это?
Немцы очень практичны, у них классные технологии, они очень изобретательны и бережливы… мыло из человечьего жира, например – или абажур из человеческой кожи – кто б ещё до такого мог бы додуматься…

«Звёздное небо над головой и нравственный закон в душе»

А американцы, сбросившие свои атомные бомбы на спящие японские города… какой героизм проявили эти доблестные американские лётчики, с высоты в 10 тысяч метров наблюдая у себя за спиной вспышку «ярче тысячи солнц» и запивая впечатление чашечкой кофе…
Американцы – тоже верующий народ, религиозный.

А японцы, испытывающие варианты биологического оружия – на военнопленных… скрупулёзно, методично, очень научно…

«Звёздное небо над головой и нравственный закон в душе»

После окончания войны, после того, как открылись все ужасы содеянного человечеством, многим казалось, что никакая музыка, никакая поэзия больше невозможна.
Но… оказалось, что «заживает как на собаке».
И через два десятка лет мир узнал, что такое «Биттлз», и подростки («тинэйджеры») всего мира сошли с ума, впадая в истерику на их концертах, истерику, граничащую с безумием.
Концертные залы после выступления музыкантов превращались в пространство для вымещения тинэйджеровской энергии, высвобожденной музыкой.
Тогда же – движение «хиппи» («ахимса», индийское изобретение, не-насилие… дети цветов), приправленное сладким дымком марихуаны.
Тогда же – Роллинги… «I can get no satisfakshen», многотысячная полуголая толпа, беснующаяся в экстазе… да, капли воды в приливной волне.
Общий смысл: мы не хотим вашей цивилизации!

Ещё через пару десятков лет… а что такое пара десятков лет? – это новое поколение, новая приливная волна, уже – у нас, на российской земле, молодой амбициозный человек с трёхбуквенной фамилией потребует перемен, и толпа – опять толпа! опять капли в приливной волне, - зайдётся в экстазе: «перемен – требуют наши сердца»
(ещё через десяток лет кто-то заметит: «Знаешь, Витя, ну их на х.., эти перемены», - но запоздалое это будет прозрение, запоздалое… поезд ушёл)
Да, поезд ушёл – ТОТ поезд.
Надо начинать всё с начала, вслушиваясь в музыку Баха.

Бах – современник Петра Великого… слушал ли Пётр музыку Баха – нам сие неведомо, возможно что и не до того было.
Да, про Петра мы тут ничего сказать не можем… зато нам доподлинно известно, что Иоганн Себастьян Бах был приходским органистом, в обязанности которого входило сочинять музыку для воскресных богослужений. Представляете? Крестьяне и прочие жители со всей окрестности собирались поутру к собору где играл на органе их музыкант, помогая их душам беседовать с их Богом.
Замечу: тогда навряд ли возможны были … всё то, что произошло с человечеством в двадцатом веке… и не только потому, что не было со-ответствующих вооружений… т.е. именно поэтому, но – в такой вот редакции: не было трёх веков научно-технического прогресса.
Понимаете?
Это движение – не туда… наш научно-технический прогресс – ошибка!
Три века преимущественная активность левого полушария…
Нет, после А.С. Пушкина… уже М.Ю. Лермонтов встретил такое проявление материально-технического прогресса, как паровая машина… А.С. Пушкин полгода не дожил до открытия железной дороги (октябрь 1837 г.), а М.Ю. Лермонтов уже вполне мог пользоваться этим достижением инженерной мысли, технического прогресса… паровоз возил несколько вагончиков (восемь) между Санкт-Петербургом и Царским Селом, где стоял гусарский полк, в котором служил Лермонтов.
После изобретения паровой машины научно-технический прогресс стал напоминать неуправляемую цепную ядерную реакцию (в левом полушарии совокупного человечества что-то похожее на цепные реакции и происходило, наверное… какой Бах, какой Гендель… какой Бетховен с Моцартом!... вон у нас первый гальванический элемент уже готов, мы уже электричеством фонари зажигаем, улицы по ночам освещаем! … какой Бах, какой Гендель и Моцарт… время – вперёд!), и вот уже и двигатели внутреннего сгорания, и автомобили, и аэропланы, и транс-атлантические лайнеры (о чём во времена Баха и мечтать нельзя было)… и вот и современные средства радио-теле-метрии, и ядерное оружие, и освоение околоземного «космического» пространства.
Ну и что?
А то, что научно-технический прогресс изменил нормальную нравственность… исчезла нравственность кантовского императива, мозг стал иначе работать.
Именно поэтому стали возможны и Биттлз, и Роллинг Стоунз, и мы уже втихаря давно понимаем, что всё лучшее уже создано – в прошедшие времена, начиная с Древней Греции и Древнего Рима… потом, после тёмных времён церковного господства – в Эпоху Европейского Возрождения, в Италии (прежде всего), затем – в Голландии и Германии…
Да, всё лучшее уже создано, и человечество катится чёрт знает куда, накопив арсеналы ядерного оружия, способные многократно разрушить планету.
Что же нам делать?
ВОЗВРАЩАТЬСЯ К КЛАССИКЕ! – говорим мы.
Стимулировать и гармонизировать активную работу обоих полушарий мозга.

Заново и критически осмысливать научные представления о миро-здании, о природе вещей.
Так ли важно мне, например, как рядовому жителю… «обывателю»… - так ли важно (повторюсь) знать, что это именно Земля вращается вокруг Солнца – вопреки очевидности, или, всё-таки, разумнее полагать, что это именно Солнце вращается вокруг Земли, что ежедневно подтверждается моим жизненным опытом.
Нет, когда речь идёт об искусственных спутниках Земли, о космической станции на околоземной орбите – это понятно, тут спорить не о чем… а в обыденности, когда каждое утро Солнце всходит на востоке, и в течение дня пересекает небосвод, и вечером на западе – заходит… это ведь нормальное представление, оно соответствует жизненному опыту, соответствует восприятию реальности…
Именно так воспринимал эту «консерваторию» Бах, и так же воспринимали её жители окрестностей, собравшиеся слушать игру на органе и молиться Богу.
Вам тут – ничто не «толкает»… не «чудится» - ?
Т.е., может быть, не следует в деле школьного образования напирать на специфику небесной механики?
М.б. лучше – про гармонию небесных сфер, про Пифагора… про Зенона Элейского… про то, почему Ахиллес не может догнать черепаху… - а?
Про то, что это абсурдно – полагать движущееся тело «здесь и не здесь»…
Про то, что жизнь устроена как КИНО, и что если вам не нравится что-то на экране, то пытаться изменить что-то на экране, а то и вовсе заменять экран («перемен требуют наши сердца») – бесполезно, надо менять слайд… надо искать другое кино.
Или самим снимать, самим делать.
И тут – опять – Бах нам в помощь… Моцарт… Бетховен… но в первую очередь – современники Петра Великого!
Он – кто бы он ни был – заложил основы великого города, неповторимой Северной Венеции… «красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия»!
А современники – прежде всего Бах… «Хорошо темперированный клавир»

Что такое «время» в практическом смысле? Некое количество бытия, отделяющее одно состояние какой-то вещественной структуры от другого состояния… никакого мировоззренческого смысла это количество бытия не имеет. Так, чисто вспомогательное представление.
Зато время как мировоззренческая категория – это важнейшая часть бытия, духовная реальность, составленная из Прошлого и Будущего.
Прошлое мы воспринимаем посредством памяти, Будущее - посредством интуиции, предчувствий и пр.
Почему я исключил из времени Настоящее? Ну как же… настоящее – это не духовная реальность, а физическая, мир вещественных структур, данный нам в ощущениях.
Видите?
Духовный мир дан нам … лучше сказать – воспринимается нами - посредством мысли, чувства, надежды, сожаления, памяти, интуиции, «мысле-образов»… совести… а мир физической реальности мы воспринимаем нашими ощущениями (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус), и каждое явление реальности мы воспринимаем и как явление мира физического, и как явление мира духовного, и каждое свойство этого явления представлено для нашего сознания комплексным числом, действительная часть которого выражает его значение в мире физических структур, а мнимая часть – его значение в мире духовном.
Из сказанного следует, что принятое современной наукой представление о так называемых электромагнитных волнах совершенно не соответствует действительности.
Нет в природе вещей никаких электромагнитных волн.
Как только это поймёшь – сразу исчезает вся эта возмутительная заумь про корпускулярно-волновой дуализм, мировую константу скорости света и пр.
И так легко, знаете ли…

Конечно, выйти к ученикам и так и объявить: мол, х.... всё это, что у вас в учебниках написано – конечно, так нельзя, это понятно.
Но начинать-то с чего-то надо… вот, выходишь, поднимаешь над головой учебник, раскрытый на опыте Олафа Рёмера, и говоришь: тут – ошибка, кто найдёт – сразу пять баллов!
(а там действительно ошибка, почему это не замечается методистами и пр. – я не знаю)
Первый опыт измерения скорости света.
(что такое скорость – мы не знаем, что такое свет – мы тоже не знаем, но берёмся определить скорость света… флаг нам в руки)
Суть эксперимента: измеряется время нахождения Ио (спутник Юпитера) в тени планеты - в двух положениях Земли относительно Юпитера, один раз – при ближайшем расположении планет, другой раз – на максимальном удалении.
Оказывается, время нахождения Ио в тени Юпитера зависит от положения Земли относительно Юпитера.
Бред?
Очевидно.
Объясняю: вот от одной станции в одном направлении друг за другом с интервалом в полчаса выходят два поезда… да, и движутся с одинаковой скоростью, разумеется… как вы полагаете, изменится временной интервал между поездами, когда они достигнут соседней станции?
Наверное – нет, правда? Двигались с одинаковой скорость, и тот и другой прошли одинаковое расстояние… с чего бы времени меняться.
А если мы теперь заставим эти поезда проехать ещё столько же, не меняя режим движения – изменится время? Разумеется – нет…
Вот и всё. Хоть до соседней станции будут поезда двигаться, хоть кругосветное путешествие совершат – пока они движутся с одинаковой скоростью – ни расстояние между ними, ни время в пути – не изменятся.
Ну очевидно же, ну…
Почему в опыте Олафа Рёмера возникает временной интервал в двадцать минут, указанный в учебнике – чёрт его знает, я не знаю.
Объяснение, данное в учебнике – смехотворно, я его только что про-демонстрировал на примере движения двух поездов.
Да и вся эта небесная механика мне не интересна, признаться.
Почему?
Потому что человеку место – на Земле.
Это – само Божье уложение… я даже предполагаю, что сама Земля есть материализация подсознательной части человеческой психической активности, я уже говорил об этом.

Тут главное как бы исподволь внушать ученику мысль, что не надо слепо, некритично относиться к тому, что написано в учебнике.
Вот – представление об электромагнитных волнах… где, в какой среде эти волны существуют? Когда-то было общепринятым представление о мировом эфире… Д.И. Менделеев предполагал даже разместить этот эфир первым номером в своей знаменитой таблице… вот, волны в эфире – ещё куда ни шло… но от эфира отказались, и эти так называемые электромагнитные волны повисли в пустоте – сами по себе… опять хрень какая-то, да?
Разбираемся. Фарадей, надышавшись парами ртути, обнаруживает, что все предметы окружены какими-то линиями, и называет эти линии почему-то словом «ПОЛЕ». Получается, что каждый предмет окружён этим самым полем, и Фарадей это видит.
Кстати, тут интересно. Фарадей занят изобретением электродвигателя, он наливает в чан ртуть, опускает туда стальную спицу, подключает спицу к источнику тока и всё это помещает между полюсами магнита, и… - заворожено наблюдает за бесшумным движением спицы, описывающей круг за кругом… представляете состояние человека?
Из НИЧЕГО – получается механическое движение, рождается НОВАЯ ЭРА в истории цивилизации… событие, да.

Отвлеклись.
Фарадей публикует в каком-то научном обозрении результаты своих наблюдений (о полях, окутывающих предметы), а также - об открытом им (его секретарём, отставным сержантом) явлении электромагнитной индукции.
Эта заметка попадает на глаза Максвеллу, который сугубый теоретик (никакой не практик, в отличие от Фарадея), и Максвелл тут же начинает прикидывать, как электромагнитная индукция и поля, обнаруженные Фарадеем, могут взаимодействовать.
Получается вот что: изменение электрического поля порождает магнитное, а изменение магнитного порождает электрическое. При этом приходится «подтасовать карты», ввести понятие «ток смещения», которым обозначается изменение электрического поля.
При этом изменение магнитного поля порождает вихрь электрического поля, изменение электрического поля – вихрь магнитного.
Как это можно представить?
Очень просто: шестерёнчатая передача. В воздухе, ни к чему не прикреплённая, висит шестерёнчатая передача, и все шестерёнки крутятся.
Такая вот хрень, да.
Понятно, что шестерёнки в воздухе никого убедить не могут, и потому отправляются в мусорную корзину, а уравнения, описывающие результат этого фантастического вращения – остаются.
Уравнения Максвелла, гордость современной физики.
Откуда же взялись волны?
Генрих Герц, вознамерившись опровергнуть всю эту хрень, которую сочинил Максвелл, к крайнему своему удивлению обнаружил, что Максвелл прав… действительно, через пустое пространство передаётся электрическая энергия! Причём – полное впечатление, что это именно волновой процесс… и описывается распространение электрической энергии именно как волны.
Так в чём же дело, где тут собака зарыта?
А вы поинтересуйтесь картинкой в учебнике, там, где про электро-магнитные волны… ничто не напрягаете?
А то, что колебания напряжённости электрического поля и магнитной индукции – СИНФАЗНЫ… вас – не озадачивает?
Тогда объясните мне, пожалуйста, куда девается энергия волны, когда и напряжённость электрического поля, и магнитная индукция - равны нулю. Где а это время энергия волны, в чём?

Ну ладно… заболтался я. Спрошу напоследок: как вы полагаете, фотон состоит из электромагнитных волн, или электромагнитная волна состоит из фотонов – как по-вашему?

Впрочем, всё это – так, мелочи.
А серьёзное, что нам предстоит – это заново осмысливать историю советского государства…
Разумеется, под музыку Баха… это для нас – условие обязательное.
Абсолютно необходимое (не достаточное, конечно, но – абсолютно необходимое)