Найти в Дзене
By Burlak: язык одежды

Двойное дно: аллюзии к христианству. И авторские соображения о контексте "Русалочки"

Оглавление

Ну, что, сказочники мои и сказочницы! Обещала серию по теме обуви и болезненной сексуальности в творчестве Андерсена - а я свои обещания выполняю. Иногда с опозданием, но всегда выполняю!

Рыбка проплывала, хвостиком взмахнула
Рыбка проплывала, хвостиком взмахнула

Кто не успел к началу цикла, для тех ссылочка:

Истоки футфетишизма в сказках Ганса Христиана Андерсена. Недетская литература!
By Burlak: язык одежды15 марта 2022

Я, конечно, благодарна Диснею за счастливую сказку, которая стала моим любимым мультиком. Да, Ариэль - моя любимая Диснеевская принцесса. Будучи милым кучерявым ребенком, принимая ванную, я ныряла под воду и пыталась петь песню про Человеческий мир, получались только невыразительные пузыри, конечно :)) Зато каковы воспоминания!

Узнав, чем на самом деле закончилась Русалочка в оригинале, я ошалела. Родители берегли меня и не говорили))) Поэтому узнала я об этом ОЧЕНЬ поздно, случайно, по телевизору шел какой-то другой мультик с оригинальной андерсеновской концовкой и я такая штааааааааааа. Ну да ладно, это все лирика :) Андерсон, в отличие от Диснея, детей не жалел. Кстати, он сам говорил, что из всех своих сказочных героев больше всего сочувствовал именно Русалочке.

Итак. Сказку я перечитала и, оказывается, там снова христианский подтекст. Вообще-то это история вовсе не о любви (ну, или совсем не только о ней). Русалки живут гораздо дольше людей, до 300 лет, но человеческий век хоть и короток на земле, но у людей есть то, чего нет у русалок - бессмертная душа, которая сливается с Богом после окончания земной жизни. Это я, например, совершенно упустила, по понятным причинам.

И Русалочка, хоть и любила принца, но его любовь могла подарить ей то, о чем она мечтала - бессмертную душу.

Какие христианские темы вплетены в контекст истории любви Русалочки к человеку?

1. Жертвенность. Это вообще любимая Андерсоновская история, да и, наверное, красная нить всего христианства.

2. Прощение. Жертвенность и прощение - два кита крупнейшей мировой религии.

3. Бессмертие души и путь в Рай через совершение благодеяний.

Еще один момент, который я упустила даже после просмотра "оригинального" мультика. История не заканчивается тем, что Русалочка стала пеной морской. Она присоединяется к дочерям воздуха. Далее цитата:

— К кому я иду? — спросила она, поднимаясь в воздух, и её голос звучал такою же дивною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.
— К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. — У русалки нет бессмертной души, и обрести её она может, только если её полюбит человек. Её вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить её добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумлённого воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несём людям исцеление и отраду. Пройдёт триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет!

И еще один момент, опять назидательный, для детей. Потому что сказки Андерсена, в конце концов, все равно нацелены на воспитание морали и послушания в юном поколении. Дети могли помочь Русалочке и Дочерям воздуха обрести бессмертную душу и вступить в царство Божие:

— Через триста лет мы войдём в божье царство!
— Может быть, и раньше! — прошептала одна из дочерей воздуха. — Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и если находим там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся.
Ребёнок не видит нас, когда мы летаем по комнате, и если мы радуемся, глядя на него, наш трёхсотлетний срок сокращается на год. Но если мы увидим там злого, непослушного ребёнка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания лишний день!

Вот и будь плохим ребенком после такого! Санта Клаус просто угольки дарил непослушным детям, и это, конечно, очень обидно - получить вместо подарка угольки. А каково тебе жить, зная, что ты такой плохой мешаешь бедной Русалочке обрести бессмертную душу?

Андерсон умел в нативку еще до того, как это стало мейнстримом!

"Русалочка" и культура отмены

А еще я совсем забыла, что русалки не умеют плакать. А было бы красивей, если бы море было соленым от их слез!
А еще я совсем забыла, что русалки не умеют плакать. А было бы красивей, если бы море было соленым от их слез!

Знаете, я большой антифанат современной культуры отмены. Меня прямо-таки колотить начинает каждый раз, когда я вижу, как, например, распинают Золушку, Красавицу и Чудовище и, конечно, обожаемую мной Русалочку. Распинают, конечно же, с антипатриархальной точки зрения.

Если трактовать Русалочку буквально, то это отказ от собственного голоса ради мужика (с). Дабы потом попасть в созависимые отношения. Влюбиться в образ в своей голове, обрезать старые связи и истязать себя, лишившись собственной идентичности и даже голоса. Красиво звучит и гладко стелется, совершенно согласна.

Золушка, которая прыгнула выше головы, тоже попадает в созависимые отношения. Белль это вообще пример стокгольмского синдрома. А я сижу и думаю: нет, ну если вы ВО ВСЕМ хотите видеть истоки созависимых отношений, то это исключительно ваши проблемы. Куда ни плюнь, везде арбузеры. Как научатся новым словам, так потом невозможно заставить этот горшочек НЕ ВАРИТЬ!

Но вот, что мне интересно. Однажды натыкалась на психологические описания "жизненных сценариев" по выбору любимых сказок. И, знаете, интересно совпало с "Русалочкой". Психолог трактовала это как стремление уйти из родительской семьи (не обязательно в поиске романтических отношений), сейчас это принято называть умным словом сепарация. Также предполагалось, что женщины с "Русалочкой" в анамнезе склонны...к уходам и побегам из дома. Или к постоянным мыслям об этом. Что в моем послужном, таксказать-с, списке также присутсвовало. Эпизодом кратким, но эффектным. И да, сепарация по сей день остается моей главной психологической проблемой.

И для меня история Русалочки - это вообще не про попадос в созависимые отношения. Это про поиск себя, про бесстрашие перед вызовами жизни, перед новыми дорогами, перед болью, которые могут принести перемены. Дисней, конечно, подарил нам более приятную концовку, в которой Русалочка получила одобрение родительского лица, полностью пройдя сепарацию. То есть... Все у нее хорошо. Да, у Андерсена Русалочка отказывается от помощи сестер, выбирая между своей жизнью и жизнью принца - его. Мрачно и по-христиански. Но это тоже очень хороший урок. Любовь к человеку - это возможность дать ему быть счастливым и без тебя. Современная эгоцентричная модель неспособна вообще переварить эту идею без упрека в арбузерстве, ей-богу.

И пришла мне в голову идея обсудить это с психологом Эвелиной Гаевской, и вот ей тоже есть, что сказать по поводу "Русалочки"! Для чистоты эксперимента статьи друг друга мы не читали, так что будет интересно, если у нас в итоге будут совершенно разные точки зрения :) Но я люблю разные точки зрения. Как говорил Розанов, поистине умный человек (скромник, как и я) может одновременно придерживаться совершенно противоположных мнений! И вообще приглашаю вас в блог Эвелины. Многое откликается!

А теперь давайте о ногах!

И ступать ты будешь как по острым ножам
И ступать ты будешь как по острым ножам

Ноги, обувь у Андерсена играет, ни много ни мало, сакральную роль. Это символ непорочности или, напротив, грехопадения. Нищие босоногие девчонки (как в "Девочке со спичками", вообще обрыдаться можно, какая грусть) для него обычно чисты душой и помыслами, а себялюбки, гордячки и павшие женщины на своих черевичках помешаны (как в "Красных башмачках"). Поэтому хочу поделиться своей теорией и трактовкой сказке о Русалочке в ключе такого обувного андерсоновского символизма.

Хвост - это отсутствие ног (мысль кажется тупой, но пусть, сейчас поймете, о чем я). Ноги - источник грехопадения (вспомним, что Карен из "Башмачков" отрубили ноги - и только после этого она смогла стать, так сказать, достойной христианкой). Я бы сказала, что если рассматривать обувь как символ искушения, не поддавшись которому можно угодить в Рай, то ноги тут своеобразно отождествляются с душой, которая страдает, не поддаваясь искушению (и смиренно замерзает, чиркая спичками). У Русалки нет ног = нет души, которая может воссоединиться с богом. Как вам такая теория? Синие занавески профессора Преображенского просто нервно курят в сторонке, пока я тут курю волшебную траву, судя по всему (это я шучу, нормальная теория по-моему!).

Сейчас будет еще более смелая теория, связывающая ноги с сексуальностью!

Я считаю, что в сказке символично изображена потеря невинности. Хвост превратился в ноги, ходить которыми было ужасно больно, до крови, но Русалочка терпела, радовалась и все равно лазала по горам (лугам) со своим обожаемым принцем. Каталась, так сказать, на карусели.

Просто Русалочка была так чиста и непорочна в своем сердце, она мечтала о бессмертной душе, она не предала свою любовь к принцу и не стала спасать себя от неминуемой гибели, добровольно превратившись в морскую пену с первым утренним солнцем. И эта символичная утрата невинности не погубила ее душу. Она спасла свою душу жертвенность и - благими делами, которыми сможет заслужить слияние с божественным.

Что особенно примечательно, принц-то в сказке даже не злодей, просто так, грубо говоря, сложились жизненные обстоятельства, что вместе они быть не смогли - вот и все. Мы не получаем злодея-негодяя, которого не жалко ткнуть волшебным кинжалом. Наоборот, принц добр, просто волею судьбы отдал свое сердце другой. Мне однажды понравилась фраза на литературоведении, что вот мы все знаем три жанра драматургии: комедия, драма и трагедия. Мы все сразу начали блистать теоретическими знаниями, про низкие и высокие жанры, про то, что хорошо начинается и плохо кончается и наоборот. Но фраза преподавателя об основной разнице между драмой и трагедией до сих пор со мной:

Драма - это когда обе стороны неправы. Трагедия же - когда правы обе.

И действительно, "Русалочка" - трагичная история, в которой нет злодея. Ведьма не злодей, папа не злодей, принц не злодей, его невеста - не злодей, Русалочка - не злодей. Нет злодея. Все правы. Некого ненавидеть. И от этого только горше на душе.

Как вам моя интерпретация прочитанного? Мне понравилось - нескромно заявляю я :) При чем тут одежда? Да, в общем-то, не при чем, это просто цикл о сказках, в которых таятся наши детские комплексы.

ПС: радуюсь, что начала отдавать зависшие консультации! У меня осталась последняя неделя в офисе, утро, когда выйдет статья, станет моим последним рабочим понедельником. Ихххааа!

По традиции, интересное на канале By Burlak:

Всех обняла! Жанна, стилист вашей Души.

-4

#сказка для взрослых #психология #самопознание #мифы #андерсен #русалочка #сепарация #имидж #литература #бурлакчтец

Сказки
3041 интересуется