Выбор ключевых показателей управленческого учета зависит от специфики бизнеса и его стратегических целей.
Для производственных компаний акцент делается на такие показатели как:
• маржинальность производимых продуктов;
• эффективность использования сырья;
• анализ загрузки и ремонтов оборудования;
• управление расходами на энерго- и трудовые ресурсы.
Для торговых компаний могут быть рассмотрены показатели:
• доходности каналов сбыта;
• величина и стоимость товарного запаса;
• логистические издержки;
• удельный вес постоянных расходов.
Для компаний сферы услуг особое значение имеют показатели:
• выполнение проектов;
• расходы на привлечение новых клиентов;
• расходы на оплату труда.
В то же время в каждом бизнесе важно иметь расчет юнит-экономики как основы его функционирования.
Юнит-экономика (unit-экономика, unit economics) — метод экономического моделирования, который помогает определить прибыльность бизнеса через расчет прибыльности бизнес-юнита (единицы товара или одного клиента).
Показатели для расчета Юнит-экономики бизнеса или проекта:
1. количество привлеченных пользователей;
2. конверсия;
3. количество покупателей (первых покупок);
4. средний чек заказа;
5. себестоимость проданных товаров;
6. дополнительные расходы на первую продажу;
7. среднее число платежей за выбранный период;
8. средний доход на одного клиента;
9. средний доход на одного пользователя;
10. маркетинговый бюджет;
11. стоимость привлечения одного клиента;
12. стоимость привлечения одного пользователя;
13. маржинальная прибыль.
Для понимания точки безубыточности потребуется еще показатель постоянных расходов («постоянные» – не связанные с объемом производства или продаж, в отличие от переменных – изменяющихся вместе с изменением объема производства или продаж).
Для оценки эффективности бизнес-юнита применяется классификация затрат на прямые и косвенные (прямые – это те, которые можно прямо отнести на объект затрат, косвенные – распределяемые пропорционально драйверам).
Как выбрать полезные именно вам показатели и организовать управленческий учет таким образом, чтобы избегать кассовых разрывов, делать справедливые выводы о рентабельности проектов, направлений бизнеса, управлять косвенными расходами и выплачивать дивиденды без ущерба для бизнеса?
Проведите аудит управленческого учета.
В ходе аудита управленческого учета анализируется достоверность первичных данных, процесс формирования себестоимости, методика учета и распределения прямых затрат косвенных расходов. Находятся узкие места, точки необходимого контроля для подтверждения достоверности данных «Управленки».
Результатом оказания услуги будут оцифрованные искажения, риски и резервы в управленческом учете, может быть сформирован (или актуализирован) документ «Политика управленческого учета», отражающая принципы создания и функционирования системы управленческого учета, набор ключевых показателей и методика их расчета, способы классификации затрат для управления доходами, издержками и эффективностью бизнеса по направлениям и в целом.