Найти тему

Уравнения и неравенства с параметрами

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРОМ

− линейные уравнения с параметрами;

− квадратные уравнения с параметрами;

− дробно-рациональные уравнения с параметрами, сводящиеся к линейным;

− иррациональные уравнения с параметрами;

− тригонометрические уравнения с параметрами;

− показательные уравнения с параметрами;

− логарифмические уравнения с параметром.

Все уравнения с параметрами можно решать следующими методами:

1 метод – аналитический,

2 метод – графический,

3 метод – решение относительно параметра.

Параметризация квадратных уравнений.

-2

Параметризация логарифмических уравнений.

Логарифмические уравнения могут быть параметризированы:

1. Уравнения, содержащие параметры в логарифмируемом выражении.

2. Уравнения, содержащие параметры в основании.

3. Уравнения, содержащие параметры и в основании, и в логарифмируемом выражении.

Представим наиболее часто встречающийся алгоритм действий:

1. Найти область допустимых значений.

2. Составить и решить уравнение (чаще всего выразить x через a).

3. Сделать перебор параметра с учетом ОДЗ.

4. Проверить, удовлетворяют ли найденные корни уравнения условиям ОДЗ.

5. Записать ответ.

Рассмотрим на примере.

-3
-4
-5
-6

Решение.

Этапы решения:

1. Определить значения параметра, при которых уравнение не является квадратным.

2. Решить уравнение при этих значениях параметра.

3. Найти дискриминант уравнения в остальных случаях и проанализировать его значения.

4. Найти корни уравнения, учитывая поставленную форму условий.

Переходим к каждому этапу.

1. Определить значения параметра, при которых уравнение не является квадратным.

В данном случае контрольным значением параметра является a=-2, т.к. при данном значении уравнение – линейное. При a не равном 2.

уравнение является квадратным.

2. Решить уравнение при этих значениях параметра.

Рассмотрим линейное уравнение. При a=-2 уравнение примет вид:

2x+15=0. Из этого уравнения находим:x=-7,5

3. Найти дискриминант уравнения в остальных случаях.

Рассмотрим квадратное уравнение при a не равном 2.

Выделим такие значения, при которых дискриминант уравнения обращается в 0, т.к. такие значения влияют на качественное изменение уравнения, а значит также являются контрольными значениями.

-7
-8

Графические методы делают решение наглядным и позволяют в ряде случаев с большей по сравнению с аналитическими методами легкостью отсортировать «правильные» пути, ведущие к решению задачи. Часто это избавляет от необходимости выполнения определенного объема вычислений при исследовании тех возможностей, которые, в конечном счете, все равно не дадут положительного ответа. Однако для применения графических методов требуется умение выполнять дополнительное построение различных графиков, вести графические исследования, соответствующие данным значениям параметра, а эти навыки часто отсутствуют у учащихся. Поэтому метод для многих учащихся является более затруднительным.

Пример 6. Для каждого значения параметра а определите количество решений уравнения

-9
-10

-11

График функции y = a – это горизонтальная прямая.

Для нахождения решения уравнения необходимо найти количество точек пересечения этих двух функций.

-12
-13

Отметим, что подробный анализ и изучение методов решений уравнений с параметрами необходимо учащимся как при подготовке к ЕГЭ, так и при подготовке к другим различным экзаменам, например, вступительным в вузы. Владение приемами решения задач с параметрами считается одним из основных критериев знаний разделов школьного курса математики.