Dodge-Dart — легковой автомобиль, производившийся в США и Канаде подразделением Dodge корпорации Chrysler c 1960 по 1976 гг., в Испании филиалом Dodge Barreiros с 1965 по 1977 гг. и в Южной Америке до 1983 г. Первый Dart появился в 1957 г. с кузовом, разработанным итальянской фирмой Carrozzeria Ghia. Считается, что своим названием он обязан сверхзвуковому истребителю фирмы Convair. В серийное производство автомобиль пошел в 1960 г., когда Dodge бросил его на битву с конкурентами Ford-Chevrolet-Plymouth. Машину оснастили новым рядным 6-цилиндровым двигателем Slant Six (он устанавливался до 1983 г. включительно). Chrysler поделился с новой моделью ещё одной новинкой - это полностью сварной кузов и рама без болтов и крепежа, которые со временем нуждались в протяжке. Передняя подвеска была независимой торсионной, а задняя – зависимой рессорной. Тормоза на всех колёсах – барабанные гидравлические. Благодаря невысокой цене и достаточным размерам Dart с 6-цилиндровым мотором стал хитом в варианте такси по всей Америке. В 1960-61 гг. автомобиль выпускался как полноразмерный, но бюджетный с базой 2997 мм, в 1962 г. он выпускался уже как автомобиль среднего размера с базой 2946 мм, а с 1963 по 1976 гг. он уже считался компактным и имел базу 2819 мм.
В этом сегменте ему предшествовал Dodge-Lancer (1961-62 гг.), который был двойником Plymouth-Valiant. В 1963 г. корпорация Chrysler разработала второе поколение компактных машин на новой платформе A-body: Plymouth-Valiant, Plymouth-Barracuda и Dodge-Dart. Эти машины были больше, чем Valiant первого поколения и Dodge-Lancer. Колёсная база у Dodge-Dart составляла 2819 мм, за исключением универсалов, разделявших с Valiant базу в 2692 мм. Были доступны 2- и 4-дверные седаны, 2-дверный хардтоп-купе, кабриолет и 5-дверный универсал в трёх комплектациях: 170, 270 и GT. Версия GT включала раздельные передние сиденья и была доступна только для хардтоп-купе и кабриолета. С большими одинарными фарами в форме турбин и вогнутой решёткой радиатора Dart 1963 г. напоминал экспериментальный автомобиль Chrysler-Turbine, разработанный в том же году. В 1964 г. решётка у него стала выпуклой, в 1965 г. стала плоской, была разделена на ячейки и поглотила фары, а в 1966 г. приобрела более монолитный вид с круглыми фарами в квадратных блоках. Также в 1965 г. панели капота и багажника стали более плоскими, передний бампер стал массивнее и в нём расположились габаритные и поворотные фонари прямоугольной формы, а в задней части кузова появились новые овальные задние фонари.
Изначально Dodge-Dart оснащался только рядными 6-цилиндровыми двигателями Slant Six: 2,8 л 170 мощностью 101 л.с. или 3,7 л 225 мощностью 145 л.с. Они шли в комплекте с 3-ступенчатой МКП или 3-ступенчатой АКП Torque Flite с кнопочным селектором (до 1965 г.). В 1964 г. в линейку был добавлен новый мотор V8 273 объёмом 4478 см3 мощностью 180 л.с. с 2-камерным карбюратором. В 1965 г. в списке опций появилась его модификация с 4-камерным карбюратором мощностью 235 л.с., а также 4-ступенчатая МКП, усиленная подвеска, передние дисковые тормоза и 14-дюймовые колёса. Всё это входило в пакет Charger вместе с жёлтой окраской кузова и чёрным интерьером. Продажи Dodge-Dart составили 154.000 ед. в 1963 г., 193.000 ед. в 1964 г., 209.000 ед. в 1965 г. и 176.000 ед. в 1966 г.
С 1965 по 1977 гг. Dart собирался испанским филиалом Chrysler на заводе Barreiros Villaverde в Мадриде из американских SKD-китов. Всего было выпущено 17.589 автомобилей. С 1970 г. выпускалась модель Dart 3700, также построенная на базе американского Dart, но прошедшая рестайлинг независимо от продукции американского Dodge (по сути вариант бразильского Dodge-Coronado). Dart был и остаётся самым крупным из автомобилей, когда-либо производившихся на территории Испании, и имел самый большой из когда-либо устанавливавшихся на испанский автомобиль двигатель. Будучи в США дешёвым народным компактом, в Европе он даже в 6-цилиндровом варианте считался очень дорогой, престижной и неэкономичной машиной. Часть машин, в основном с самой простой отделкой, комплектовалась дизелем от Barreiros Diesel.
Масштабная модель данного автомобиля вышла в журнальной серии "Полицейские машины мира". Издатель - DeAgostini, производитель - PCT (Premium & Collectibles Trading). Миниатюра представляет собой патрульный автомобиль Группы движения Гражданской гвардии Испании. Модель получилась довольно аккуратной и качественной для журналки, мне нравится. Из "плюсов" отмечу: хорошее качество покраски и расшивки кузова; чёткие надписи, эмблемы и номера; передние фары и мигалка из прозрачного пластика; хромированные бампера, колёсные диски, рельефная решётка радиатора, рельефная накладка задней панели, подставка мигалки, антенна, наружное зеркало и "дворники" отдельными деталями; окрашенные серебрянкой молдинги, ручки дверей, окантовка всех стёкол, крышка топливного бака и водосточные желобки; резиновые покрышки с протектором. Салон выполнен неплохо, а вот донышко - сама простота. К недочётам могу отнести отсутствие чернения решётки радиатора, а также нарисованные поверх хрома задние фонари и поворотники в переднем бампере.
Замеры штангенциркулем в сравнении с размерами реального автомобиля дали следующие результаты по масштабу: длина-1:43; ширина-1:43,1; высота-1:43,2; база-1:42,8. Весьма достойный результат!
Dodge. Часть I
#масштабные модели автомобилей #коллекционирование #история автомобилей #автомобили из сша #dodge