Выученная беспомощность – состояние, при котором человек или животное не пытается улучшить свое положение или избежать дискомфорта, имея для этого возможности.
Впервые этот феномен в поведении был описан психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером. В 1960-х они работали с собаками, изучая их реакцию на электрический ток.
В начале эксперимента собак помещали в ящик, одна часть которого была с наэлектризованным полом, а другая – нет, их разделял небольшой барьер, который животное могло легко преодолеть.
Когда собак помещали в ящик и включали наэлектризованный пол, психологи заметили, что некоторые особи даже не пытались перепрыгнуть через ограждение.
Далее Селигман и Майер взяли других собак. Животные были помещены в те же ящики с наэлектризованным полом и барьером. На этот раз собаки были зафиксированы повязкой в электрической половине, но разделены на 3 группы:
1. Первую группу не подвергали воздействию током;
2. Собаки из второй группы подвергались ударам током, но могли их избежать, нажимая носом на панель на барьере;
3. Третья группа подвергалась ударам током, но не имела возможности избежать их.
Во второй части эксперимента всех собак по одной запускали в ящик уже без привязи и включали электрический ток. Животные из групп 1 и 2 быстро ориентировались и перепрыгивали через барьер в зону без электричества, а большинство собак из третьей группы терпели неприятное воздействие и не предпринимали каких-либо попыток, чтобы прекратить свои страдания.
Аналогичные эксперименты позже были произведены на кошках и крысах.
Поведение человека в таких экспериментах более сложное, но в целом реакция схожа с поведением животных.
Эксперимент с людьми Селигман и Майер провели в 1974 году, но уже без электричества. Участников разделили на 3 группы: первая была подвержена громкому и неприятному шуму, но имела возможность остановить раздражитель, нажав кнопку четыре раза, вторая группа была подвержена тому же шуму, но кнопка не работала, а третья не подвергалась никакому дискомфорту вообще.
Во второй части эксперимента уже всех участников подвергали воздействию раздражающих звуков, но в распоряжении каждого был рычаг, который мог остановить шум.
Итог: участники из второй группы даже не пытались остановить предпринять что-либо, а остальные выясняли как остановить звуки и довольно быстро справлялись с этой задачей.
И люди, и животные в своих действиях, а в данном случае бездействиях, основывались на предыдущем негативном опыте.
Когда участники экспериментов оказывались в ситуациях, которые они не могли контролировать, у них возникали следующие реакции:
1. Депрессивное состояние, возникающее вследствие того, что у субъекта нет контроля над ситуацией;
2. Отсутствие мотивации на поиск потенциальных решений негативной ситуации.
Далее ученые описали 2 типа беспомощности: всеобщая – индивид полагает, что с ситуацией нельзя ничего сделать, личная – индивид полагает, что все могут справиться с ситуацией, а самому индивиду это не под силу. Оба вида беспомощности ведут к депрессии. Также ощущение беспомощности от одной ситуации может просачиваться в остальные сферы жизни человека, загоняя его в угол.
Ниже приведены некоторые ситуации, способствующие развитию синдрома:
1. выученная беспомощность в процессе обучения: ученик на первых порах не может справиться с какими-либо заданиями. После череды неправильных решений и/или неудовлетворительных оценок мотивация к освоению предмета теряется. У меня в своё время так с физикой не сложилось;
2. в процессе поиска работы мы можем столкнуться с чередой провальных собеседований, что вызовет ощущение личной беспомощности, или процесс поиска будет усложнен нестабильной экономической ситуацией (всеобщая беспомощность);
3. неудачи в предпринимательской деятельности могут быть связаны как с ошибками в бизнес-плане, так и со сложной экономической ситуацией. Одна или несколько неудачных попыток, а также возможные последствия, могут навсегда отбить желание заниматься бизнесом;
4. негативный опыт общения с противоположным полом может навсегда пресечь желание строить романтические отношения и/или создавать семью. При этом может появиться как ощущение личной беспомощности (я недостаточно красив(а), умен(умна) и т.д.), так и всеобщей (все бабы стервы меркантильные/ все мужики козлы).
Предпосылок к развитию синдрома множество.
Да, в мире полно вещей, которые не зависят от конкретного индивида: стихийные бедствия, кризисы, войны, эпидемии. Но в большинстве случаев мы способны контролировать ситуацию.
В конце эксперимента Селингман брал на руки испуганных и «беспомощных» собак и переносил их за перегородку, как бы показывая, что они могут изменить свое положение.