Найти тему

В чем отличие прозорливости старцев от гаданий лжепророков

Оглавление

Мы много говорим о старцах святой жизни, просиявших в ХХ веке. С трепетом и удивлением читаем о дарованиях Духа Святого, благодаря которым они прозревали судьбы отдельных людей или даже целых народов, совершали исцеления и чудеса.

Наверняка, многим бы хотелось и сегодня встретить подобного старца, задать несколько важных вопросов о своей жизни и о насущных событиях в мире. В тяжелые времена многие ищут знамений и пророчеств. А Господь в Евангелии предупреждает: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их» (Мф.7:15,16). Как с точностью определять: перед тобой Божий человек или лжепророк? Его прозорливость от Духа Святого или от лукавого?

Старец Николай Гурьянов. Изображение с сайта: http://cultinfo.ru/
Старец Николай Гурьянов. Изображение с сайта: http://cultinfo.ru/

Искать будущего – не христианский подход

Как правило, православный человек не ищет пророчеств о своей судьбе. Это противоречит свободе выбора и воли, которую Бог даровал человеку, и Он этого принципа не нарушает. Поэтому подвижники прошлого, почитаемые прозорливыми, не предсказывали каждому его судьбу в точности. Они лишь наставляли некоторых для духовной пользы и спасения, предостерегали, видя, куда человека могут завести его греховные страсти. К тому же часто предсказания были непрямые, прикровенные, и их подлинный смысл открывался значительно позже, когда событие уже совершилось.

Так, прав. Иоанн Кронштадтский как-то посетил стройку Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. Тогда делали жилую пристройку. «Прибавьте, прибавьте для Леснинских монашенок», – сказал он. Никто не понял его слов, но повеление исполнили. А через несколько лет во время войны насельниц Леснинского монастыря эвакуировали, и сорок монахинь нашли приют в пристройке Иоанновской обители.

-2

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Пророчества же о судьбе всего мира в подробностях содержатся в Откровении Иоанна Богослова. Иных и искать не следует. Иеромонах Василий Оптинский, например, слыша о пророчествах страшного будущего, приговаривал: «Пророк пророчит, а Бог как хочет». И действительно, исполнение тех или иных пророчеств напрямую зависит от свободного выбора человечества и каждого отдельного человека творить добро или зло.

О святой прозорливости

Какие качества отличают святых прозорливых подвижников и какой плод приносят их предсказания?

Для начала стоит сказать, что святые никогда не стремились обладать дарами предвидения, исцелений и чудес. Все, чего искала их душа, – жизни с Богом. «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» (Пс. 26:4). Исключительно для этой цели они совершали свои аскетические подвиги, очищающие душу от греха, проповедовали Христа и с радостью готовы были отдать за Него свою жизнь.

В столь чистых душах поселяется Господь и действует через Своих угодников. Вот как об этом пишет протоиерей Валерий Духанин: «Христианская святость и связанные с ней чудеса или необычайные способности глубоко христоцентричны и богоцентричны, в них нет ничего от человеческой эгоистичной обособленности». Только человек, который обрел мир с Богом, способен по-настоящему помочь советом и молитвой другому, прозревая волю Божию о нем. Причем прозрения эти, как писал свт. Игнатий Брянчанинов, происходят редко, исключительно по благословению Божию, а не по воле человека и его собственном усилии.

Картина каменной россыпи из мастерской Свято-Елисаветинского монастыря
Картина каменной россыпи из мастерской Свято-Елисаветинского монастыря

А если святым подаются откровения по Божией воле, в ходе внимательного молитвенного общения с Ним, то и нам также надлежит напрямую прибегать к Господу со своими просьбами и скорбями. Святость жизни и духовная близость к Богу, стремление к Истине – это то, к чему мы все призваны: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 19:2). Благодатные дары святых – не их личные развитые таланты, а дары приобщения к Богу, которых может сподобиться христианин, живущий праведно и чисто.

Еще одно принципиальное отличие святых старцев в том, что они смиренно скрывали свои дарования, боясь смутить ближнего и впасть в грех тщеславия. В «Достопамятных сказаниях» есть история про авву Лонгина, которая отражает оба вышеупомянутых качества святости. Однажды женщина, заболевшая раком, узнала, что этот старец имеет Божии дарования, и приехала просить у него исцеления. Прибыв на место, она подошла к преподобному, но не знала, кто перед ней, и спросила: «Авва! Где живет авва Лонгин, раб Божий?». Старец сказал: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему. Какое у тебя к нему дело?». Женщина рассказала ему про свою болезнь. Авва Лонгин перекрестил больное место и отправил ее обратно: «Ступай, Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может помочь тебе». Женщина поверила старцу, ушла и тотчас исцелилась. Таким образом, преподобный не только по смирению скрыл свои добродетели, но и напомнил, что исцеляет только Господь.

Кроме того, часто прикровенные пророчества старца понимает лишь тот, к кому они обращены. Так, прав. Иоанн Кронштадтский как-то сказал подошедшему к нему после службы мрачному человеку: «Отойди от меня, по имени твоему и житье твое». Это был еще никому не известный Григорий Распутин*.

Уважаемый богослов нашего времени профессор Алексей Осипов говорил также, что старец должен, во-первых, подавать пример христианской жизни, а во-вторых, не требовать беспрекословного подчинения его словам. Патриарх Алексий II писал: «Подлинный старец <...> бережно относится к каждому конкретному человеку. <...> Отдельные же современные «старцы», не обладая духовным рассуждением, налагают на воцерковляющихся неудобоносимые бремена (Лк.11:46), применяют <...> штампы, губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к мирянам, <...> формы духовного руководства, уместные только в монашестве». Таким образом, святые старцы всегда оставляли человеку выбор, как ему поступить, научая лишь дару рассуждения, правильному мышлению и поиску воли Божией. Как просто говорил митрополит Антоний Сурожский: «Давайте взглянем на это глазами Бога».

-4

Если говорить о плодах, то любые пророчества, исцеления и чудеса, совершаемые Господом и Его угодниками, служили к духовному возрождению, назиданию, переосмыслению жизни и покаянию ближнего, а не к личной выгоде святых. В то же время лжечудеса лишь распаляли воображение слушающих, создавая иллюзию кратковременной пользы, но не принося настоящего плода.

О бесовской прозорливости

Старчество – это определенная репутация человека среди православного общества. Нет никаких официальных списков ныне живущих подвижников, регламента относительно того, кого считать старцем. Этим часто пользуются аферисты и основатели различных сект. Жертвами такого псевдохристианского оккультизма становятся слабо образованные в христианском вероучении и не желающие духовно трудиться люди.

Но духовный закон мира таков, что если не Бог как Творец стоит в центре жизни человека, то он погружается в нарциссические иллюзии о своем совершенстве и собственной значимости. И различные экстрасенсорные способности, которые «сверхчеловек» развивает в себе психофизическими тренировками, лишь подпитывают и укрепляют эти его заблуждения. Не очищая себя от греха, такие люди получают сверхъестественные дарования ясновидения, влияния на других людей, способности контактировать с потусторонним миром от такого же горделивого беса, а не от Бога. И хотя внешне их действия схожи с делами святых, разница между ними столь же велика, как между адом и раем. Они совсем другого духа и приносят иные плоды.

Бесы не могут знать будущее и замыслы Божии о мире, так как сами являются Его творениями. Хотя, как писал прп. Иоанн Лествичник, дьявол очень старается показать, что ему все известно и через подвластных ему людей выдает множество пророчеств. Но надо понимать, что это лишь прогнозы, которые иногда исполняются, а иногда – нет. Часто такие лжепророки не загадывают далеко, чтобы точнее предугадать исход событий, либо же говорят очень туманно. Ярким противовесом этому выступают предсказания святых из Библии, которые сбылись в деталях спустя столетия.

Не ведомы бесам и сокровенные помыслы человека, которые видит Бог. Но хотя они и не способны читать наши мысли, кроме тех, которые внушили нам сами, по некоторым внешним признакам могут их предугадать. Ведь они наблюдают за человеком долгие годы и умеют распознавать, к чему устремляются его помыслы в тот или иной момент. И этого бывает достаточно, чтобы уловить нас при нашей невнимательности.

Так, одна женщина пришла к экстрасенсу, чтобы он помог найти ей сына, который внезапно пропал. Экстрасенс «поработал» с фотографией молодого человека и сказал, что ее сын за границей и максимум через два года подаст о себе весточку. Так и получилось. Бес, при помощи которого ясновидец предсказал женщине о сыне, нашел пропавшего и на второй год внушил ему написать матери письмо. И женщина поверила в силу экстрасенса.

Часто дьявол смущает человека различными чудесами, чтобы через прелесть уловить в свои сети. У духовной дочери свт. Василия (Преображенского) Евдокии однажды в полночь перед образом Спасителя стала сама зажигаться лампада. Женщина смутилась, но приняла тщеславный помысел, что это Господь ее призывает на молитву. Когда в следующие две ночи при двух разных свидетельницах лампада вновь зажглась, Евдокия окончательно решила, что явление от Бога. Благо духовник ее вовремя вразумил.

Как же понять, что эти чудеса – не от Бога? Эти два случая говорят о том, что всегда нужно смотреть на плоды. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18). Так и всякое чудо или пророчество стоит исследовать в душе: приводит ли оно к Богу, покаянию, духовному укреплению или наоборот – к гордости, падению, ссорам и охлаждению в вере.

Мы рассмотрели основные различия между святыми христианскими подвижниками, творящими дела благие дарами Духа Святого, и лжепророками, исполняющими похотения дьявола. Остается вопрос: стоит ли нам вообще искать сегодня старцев и их пророчеств? Не проще ли находить ответы в молитве к Богу напрямую, в Священном Писании и у нашего священника и духовника? Часто святость великих старцев открывается только после их кончины, а их предсказания становятся понятны лишь в момент совершения событий. И сегодня мы можем не разглядеть «пророка в своем отечестве». Бог же всегда близок к нам и ждет нашего к Нему обращения, никогда не прекращая попечения о нас.

-5

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

___________

* Распутин (фамилия в русском языке близка к слову «распутный») – человек-легенда, приближенный Царской семьи, имел большое влияние на Николая II. Считается, что под видом святого старца и провидца скрывался шарлатан, маг, пьяница и развратник.