Найти в Дзене
Владимир Лабутин

Ближний восток - уравнение со многими неизвестными

Хотя внимание большинства обозревателей сейчас приковано к Украине, Ближний восток всё равно является очень важным регионом мира и он играет огромную роль в мировом геополитическом противостоянии. Прогноз развития ситуации в этой ключевой части мира подскажет, какая из сторон в ближайшие годы и десятилетия будет доминировать на планете. Но прежде всего нужно дать Ближнему востоку общую характеристику.

Большинство аналитиков сходятся во мнении о том, что Ближний восток характеризуется исключительной фрагментарностью политических сил. Например, в Египте пытаются усилить свои позиции исламисты из организации Братья мусульмане, среди которых растёт влияние салафитов. Исламистам противостоят сторонники построения светского государства, и это в основном военные. Но тяжёлое экономическое положение и туманные перспективы могут привести к хаосу в стране или к победе исламистов.

В Турции националистическое умеренно-исламистское правительство Эрдогана борется со светскими сторонниками про-западного движения, которое возглавляет находящийся в Америке проповедник Фетхуллах Гюллен, и которое с помощью США попыталось провести военный переворот в Турции в 2016 году.

В Иране жесткое санкционное давление Запада приводит к падению уровня жизни и обостряет борьбу сторонников религиозных лидеров и тех, кто выступает за создание светского государства. Сильный удар по этим либеральным реформаторам нанёс отказ бывшего президента США Трампа от ядерной сделки с Ираном. Сейчас перспективы страны туманны.

Саудовская Аравия - это теократическая монархия, в которой вся полнота власти принадлежит королевской семье, которая, однако, делится на враждующие группировки, а отдельной значительной силой в стране является духовенство.

Ирак разрывают политические столкновения шиитов, которые составляют большинство, доминируют в политической жизни в стране, и которые фактически являются союзниками Ирана, и суннитов, которые делятся на сторонников союза с США и тех, кто хочет строить исламский халифат.

В Израиле традиционно борются между собой сторонники уступок арабам и сторонники жёсткого курса. Отдельной силой являются ортодоксальные религиозные движения и политическая партия выходцев из СССР.

Ливан - это арена политических битв между про-западными сторонниками построения светского государства и шиитами - членами движения Хезболла, которые являются союзниками Ирана и Сирии и непримиримыми врагами государства Израиль.

Политическая фрагментарность главных игроков ближневосточного региона превращает его фактически в болото. Здесь не может начаться большая война, которая могла бы привести к появлению доминирующей силы. Конкуренты неизбежно подавят любой сильный импульс, и вернут политическое болото в привычное состояние, чтобы избежать рисков в будущем.

Тем не менее, существуют главные тенденции, которые развиваются независимо от участников ближневосточного политического болота. Первая тенденция - это перенаселение региона, которое усугубляет все имеющиеся здесь противоречия и вместе с нарастающей нехваткой воды и продовольствия может привести к серьёзным вспышкам насилия.

Вторая тенденция - это глобальное противостояние США и союза России с Китаем, к которому гласно или негласно присоединилось большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. Эта тенденция скорее всего будет определять будущее Ближнего востока, но при выработке своих стратегий глобальные игроки должны понимать, что им придётся решать проблемы, к которым приведёт развитие первой тенденции.

Западные аналитики утверждают, что фрагментарность политических сил в регионе крайне затрудняет построение прогнозов и они дают четыре главных варианта развития ситуации на Ближнем востоке. Однако, в силу того, что Россия и Китай в данный момент являются доминирующей силой и фактически перешли от жёсткой обороны в контрнаступление, я думаю,что наиболее вероятный вариант только один.

Россия, отвечая на необъявленную войну США, скорее всего попытается усилить свои позиции на Ближнем востоке и максимально ослабить позиции Вашингтона, и нанести удар по репутации американцев. Скорее всего Россия примет Иран в ОДКБ и разместит в нём свои военные базы и ядерное оружие. Таким образом мы на 100% защитим Иран от угрозы прямого нападения США и Израиля и не допустим налётов израильской авиации с целью уничтожить ядерные объекты Ирана. Это даст Ирану гарантии безопасности, и он согласится на ядерную сделку с мировым сообществом и допустит инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. После этого с Ирана снимут санкции. Это улучшит уровень жизни иранцев, усилит в стране позиции правящей партии и стабилизирует внутриполитическую обстановку. Соответственно, Иран предоставит Израилю гарантии безопасности. Израиль прекратит ракетные обстрелы Сирии.

Йеменские хуситы, которых поддерживает Иран, скорее всего восстановят контроль над всей территорией страны, но им и Ирану, скорее всего придётся предоставить саудитам гарантии того, что они не будут поощрять сепаратистские настроения в шиитских районах Саудовской Аравии.

Усилия Хезболлы и светского правительства в Ливане сосредоточатся на решении экономических проблем страны и это приведёт к политической стабильности, которой будет способствовать и прекращение противостояния Ирана и Израиля.

Израиль всё в большей степени будет полагаться на Россию в плане обеспечения своей безопасности и всё в большей степени будет отдаляться от военного союза с США. Саудовская Аравия скорее всего пойдёт тем же курсом.

Желание Турции хоть в какой-то мере строить пантюркистский мир будет удовлетворено принесением в жертву про-американских курдов, а также признанием Россией турецкого суверенитета над северной частью Кипра. Спасти греческую часть Кипра от этого смелого шага России сможет только выдворение британских военных баз с территории острова.

В результате по американским интересам на Ближнем востоке будет нанесён удар колоссальной силы. Мир увидит, что как только США отстранили от участия в переговорах, в регионе прекратились войны. Конечно, для достижения такой серьёзной внешнеполитической победы потребуются огромные усилия российских дипломатов, но упустить возможность кардинальным образом ослабить нашего геополитического противника мы не можем. Многие западные аналитики допускают возможность достижения компромиссов отдельных политических сил с США, например, иранских умеренных реформистов. Но я считаю, что все адекватные политики в регионе понимают - пока в США правит агрессивный милитаристский истеблишмент, никакие сделки с ним невозможны. Только когда власть истеблишмента в США рухнет и на обломках империи возникнет, наконец-таки, свободная и демократическая страна, можно будет думать о том, какие отношения с ней стоить, но не раньше. Учитывая угрозы, которые США создали для нас на Украине, никакие компромиссы с США недопустимы.

И в итоге нужно подчеркнуть необходимость коллективных усилий всех ближневосточных стран по решению проблем с водоснабжением и производством продуктов питания. Думаю, что Израиль должен взять на себя разработку новых технологий и помощь бедствующим арабским странам. Это и общая позитивная деятельность со временем приведут к появлению новых, нормальных отношений между израильтянами и жителями арабских стран. Конечно, водоснабжение и продовольственная безопасность - это проблемы, которые очень трудно решить, особенно учитывая то, что каждые сорок лет население региона удваивается. Но если России нужна полная геополитическая победа на Ближнем востоке, мы должны сплотить усилия всех стран региона для ответа на эти важнейшие вызовы.