Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

"Век мой, зверь мой" День из жизни 1/6 части суши ХХ века. 31 марта

Оглавление

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

С улыбкой прочитал в откликах на мартовские публикации циклов "И был вечер, и было утро..." и "Век мой, зверь мой" определение жанра - "панорамы". Вот как... Ну, что ж, пускай будут панорамы... Хотя, признаться, немного напоминает увлечение всякими "рамами", описанное в "Отце Горио" Бальзака:

"... После недавнего изобретения диорамы, достигшей более высокой степени оптической иллюзии, чем панорама, в некоторых живописных мастерских привилась нелепая манера добавлять к словам окончание «рама», и эту манеру, как некий плодоносный черешок, привил к «Дому Воке» один из завсегдатаев, юный художник.
— Ну, господин Пуаре, — сказал музейный чиновник, — как ваше здоровьерама?.. -
— Какая сегодня студерама! — заметил Вотрен. — Ну-ка, подвиньтесь, папаша Горио. Какого черта! Вы своей ногой заслонили все устье печки...
— Достославный господин Вотрен, — сказал Бьяншон, — а почему вы говорите «студерама»? Это неправильно, надо — «стужерама»..."

Может быть, "векорамы"? Впрочем, давайте отставим в сторонку наши словесные престидижитации - недосужно, ведь нас ожидает целый новый день, а каким он сложится - как и всегда не имею ни малейшего понятия, предлагаю погрузиться в него вместе!

Ранняя весна в Алупке 1910 года. Фотография ялтинского мастера Петра Веденисова
Ранняя весна в Алупке 1910 года. Фотография ялтинского мастера Петра Веденисова

Начать, увы, придётся с очень печального события, во многом предопределившего ход русско-японской войны начала столетия: в 9 часов 43 минуты 31 марта 1904 года в нескольких милях от гавани Порт-Артура на мине взрывается эскадренный броненосец "Петропавловск". Подрыв провоцирует детонацию нескольких десятков мин заграждения и снарядов, хранящихся в минных аппаратах и погребах "Петропавловска". Жертвами трагедии становятся прославленный наш адмирал Степан Осипович Макаров, одно имя которого способно было воодушевлять гарнизон, контр-адмирал Молас, 27 офицеров и 630 матросов... Гигант затонул за какие-то пару минут - на глазах защитников Порт-Артура и эскадры. Погиб и находившийся на борту броненосца талантливый русский живописец Василий Верещагин, с картинами которого, оказывается, теперь не очень-то желательно прогуливаться по улицам - даже молча; за несколько секунд до взрыва он делал зарисовки в альбоме... Мины были японские: за сутки до катастрофы, воспользовавшись туманом и данными на удивление хорошо осведомлённой агентуры, там побывал минный заградитель неприятеля. Коварный замысел японцев удался вполне, хотя, понятно, о такой удаче - подрыв флагмана с командующим - они и мечтать не могли.

В дневнике Императора тем же днём появляется запись:

31-го марта. Среда.
Утром пришло тяжелое и невыразимо грустное известие о том, что при возвращении нашей эскадры к П.-Артуру, брон. “Петропавловск” наткнулся на мину, взорвался и затонул, причем погибли — адм. Макаров, большинство офицеров и команды. Кирилл, легко раненый, Яковлев — командир, несколько офицеров и матросов — все раненые — были спасены. Целый день не мог опомниться от этого ужасного несчастья. После завтрака Аликс легла в постель из-за простуды...
... Во всем да будет воля Божья, но о милости Господней к нам грешным мы должны просить"

Пожалуй, комментарии, как говорят, излишни. "Воля Божья", конечно, вещь важная, но оправданий этой трижды ненужной для России войны, к которой к тому же, мы оказались - в отличии от Японии - совершенно не готовы, попросту нет.

Гавань Порт-Артура 1904 год
Гавань Порт-Артура 1904 год

Вынужден продолжить поднятую печальную тему и полистать с вами вместе две две газеты за 31 марта 1915 года. Начнём с "Русского слова", публикующего список больных и раненых офицеров, прибывших в Москву на излечение. Возможно, среди них есть кто-то из ваших прадедов?

Прапорщ. Аксиорис Николай Михайлович (Зубовский бул., Дворянский пер., д. 12, кв. 12). Корнет Собинский Андрей Густавович (выбыл на станцию «Лосиноостровская», Северных жел. дор., поселок Дубинки, 29). Прапорщ. Гаврилов Александр Васильевич (выбыл в станицу Урюпинскую, Донской области). Прапорщики: Кашкадамов Александр Васильевич (выбыл в Вольск, Саратовской губ.). Рут Карл Васильевич (Сретенка, Даев пер., д. 11, кв. 14). Львов Георгий Дмитриевич (главный военный госпиталь Лефортово). Поруч. Косовский Борис Михайлович (Б. Афанасьевский пер., д. 37, кв. 1). Военный врач Корчагин Георгий Викторович (Тверская, Настасьинский пер., д. 8, кв. 9). Прапорщ. Веригин Александр Николаевич (М. Лубянка, д. 5, кв. 5).
Помещены в 4-й эвакуационный пункт военного ведомства, Ходынка, в здании Николаевских казарм:
Прапорщики Коновалов Петр Николаевич и Мессинг Борис Сергеевич.
Помещены в 16-й эвакуационный госпиталь военного ведомства, Ходынка, в здании Николаевских казарм:
Военный врач Козрейн Корнилий Корнильевич, Шт.-кап. Полушкин Дмитрий Федосьевич.
Помещены в лазарет при гостиннице «Люкс», Тверская ул., 36:
Подъесаул Лобов Петр Николаевич. Прапорщики: Стергов Фаддей Константинович и Трищенков Петр Сергеевич.
Военный лазарет в Казани. 1915 год
Военный лазарет в Казани. 1915 год

Отметим - гласность полная, родные всегда могут из газет - "Русского инвалида", например, узнать о судьбе фронтовика.

"А музы не молчали". Такой подзаголовок советских времён можно в полной мере отнести и к статье в "Московских ведомостях" от 31 марта 1915 года, сообщающей о концерте "в пользу воинов передовых позиций".

"Состоящий под покровительством Ея Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны при штабе Московского Военного Округа кружок помощи воинам передовых позиций устроил 28 марта в Большом зале Благородного Собрания концерт, весь сбор с которого предназначался на покупку сапог и белья, которые затем с особым уполномоченным кружка имеют быть отправлены непосредственно на передовые позиции. В концерте приняли участие: заслуженная артистка Императорских театров г-жа Нежданова, солист Его Величества артист нашего Большого театра Л.В.Собинов (как известно, в качестве офицера запаса призванный на военную службу и являющийся одним из самых деятельных участников кружка), симфонический оркестр под управлением г. Кусевицкого и артисты нашей Императорской балетной группы г-жи Каралли, Федорова, Маклецова и др.
Высоко симпатичная цель концерта, прекрасное реномэ (ТАК В ОРИГИНАЛЕ), которым пользуется в публике кружок (одним из первых организовавший доставку пожертвований в пользу наших воинов непосредственно на передовые позиции) и блестящий состав исполнителей обеспечили концерту большой наплыв слушателей и отличный сбор. Из высших представителей московского военного мира на концерте присутствовали командующий войсками Московского военного округа генерал А.Г.Сандецкий, начальник штаба округа генерал Н.Н.Оболешев и др."

Как видим, времена меняются, а традиции русской благотворительности - нет. И - обратите внимание! - Леонид Собинов! Легендарное имя, тенор, сделавший себе карьеру в императорской России и продолживший её в Советской. В разные годы Собинов был директором Большого театра, заведовал в Севастопольском отделе народного образования подотделом искусств и даже служил комиссаром Театра Московского совета. Обласканный в одной стране, не был обделён признанием и в другой: в 1933-м году Собинова наградили орденом Трудового Красного знамени. Таланты - вне политики. Во всяком случае - до 1930-х было так...

Ну конечно же - Ленский! Иного и не представить!
Ну конечно же - Ленский! Иного и не представить!

... А в середине тридцатых картина резко меняется. Достаточно прочитать (цитировать стану лишь небольшой фрагмент этого страшного документа) спецсообщение наркому Внутренних дел Генриху Ягоде от начальника управления НКВД по Ленинградской области Заковского с неприятненьким названием " Об итоге операции по выселению т.н. "бывших людей" от 31 марта 1935 г.

"... Приводим краткие характеристики типичных фигур "бывших людей", выявленных в процессе операции за отчетный период.
Бывшая знать:
Волконский В.Д. - бывший князь, сын прокурора-белоэмигранта, социальное происхождение скрыл, приемщик молококомбината.
Гагарина Е.В. - дочь князя-камергера. Окончила Смольный институт, имела связи с бывшей знатью и с родственниками за границей. До ареста - секретарь факультета 1-го Ленинградского медицинского института.
Голицына М.К. - дочь бывшего вице-губернатора С-Петербурга. Имела связь с заграницей, через Торгсин получала валюту из Лондона. Получала персональную пенсию.
Маслова Н.С. - бывшая княжна Волконская. С 1923 года на пенсии.
Урусова О.В. - бывшая княгиня - помещица. Без определенных занятий.
Алфераки М.А. - бывшая княжна, дочь гофмейстера царского двора. Художник-одиночка, работающая на дому.
Моль В.Ф. - бывший граф, владел имением в Себежском уезде. Скрыв прошлое, устроился на работу в качестве рабочего в архитектурно-планировочный отдел Ленсовета.
Татищева Е.В. - бывшая графиня. Инструктор института наглядных пособий.
Дризен Ф.В. - бывший барон. В 1931 году был осужден к 3 годам концлагеря по ст. 58. Без определенных занятий.
Таубе В.В. - бывший барон. Скрывал соц. происхождение при поступлении на работу и при получении паспорта. Счетовод оптической мастерской кассы взаимопомощи инвалидов.
Таубе В.Н. - бывший барон. Счетовод ЖАКТа.
Мангден Н.Н. - бывшая баронесса. Имела связь с литовским и польским консульствами. Техник-строитель Ленпромета.
Тизенгаузен - бывшая баронесса, пенсионерка.
Фитингоф П.Г. - бывший барон. Без определенных занятий (временно работал в Ботаническом институте Академии Наук по составлению сводок).
Кноринг-Форемни В.В. - бывшая баронесса, имела обширные связи с закордоном. Во время паспортизации скрыла соц. происхождение. Сансестра столовой № 99.
Князева П.Д. - дочь камергера и дворцовой фрейлины. Имела связь с белоэмигрантами, получала от них инвалюту. Без определенных занятий.
Шнейдер - бывшая фрейлина. Пенсионерка. Регулярно получала крупные суммы валюты из заграницы. При обыске изъято 47 фунтов стерлингов, 163 доллара и 600 руб. торгсиновских бон.
Бывшие каратели, охранники, жандармы:
Бер Н.И. - бывший обер-прокурор сената. При Керенском - сенатор судебного департамента. Юрисконсульт завода "Ильич".
Мищук Е.Ф. - бывший личный дворянин, бывший начальник сыскной полиции г.Киева, Риги и Самары в течении 18 лет. Имел связь с заграницей. Без определенных занятий.
Модеров А.Э. - в 1908-1917гг. прокурор Калужского и Варшавского окрсуда. Преподаватель иностранных языков в институте инж. водного транспорта и в военно-медицинской академии.
Сладков П.Г. - бывший председатель окружного военного суда у Колчака. Бухгалтер сельхозшколы.
Степанов В.Г. - бывший дворянин. В 1913-1917гг. был начальником Шлиссельбургской каторжной тюрьмы. Пенсионер.
Доброхотов В.В. - в 1912-1914гг. - помощник тюремного губернского инспектора г.Красноярска. В 1919 году - следователь петлюровской армии, а затем у Колчака - следователь Иркутского окружного суда. Прошлое скрывал. Сторож охраны завода им. Казицкого.
Ржеуцкий П.Т, - бывший помощник начальника тюрьмы г.Самары с 1913 по 1917гг. Педагог школ Выборгского и Петроградского районов.
Рындзюнский Л.В. - бывший дворянин. Бывший помощник начальника охранного отделения. Сын его осужден за шпионаж. Имел связь с родственниками за границей. Пенсионер.
Ерунков П.М. - бывший начальник команды филеров Петербургского охранного отделения. Скрывал службу в охранке. Начальник охраны Мальцевского рынка.
Мартынов Д.М. - провокатор, проваливший ряд организаций РСДРП(б), РСДРП(м) и с.-р. максималистов. Конюх Ленавтогужтранса.
Мазалевский Д.Ф. - бывший филер СПб охранного отделения. Кладовщик Ириновских торфоразработок"

Понятно, что применённый в заглавии термин "выселение" по факту означает совершенно другое... Попав под "колпак" органов, одним выселением не отделается ни бывший князь, скрывший своё происхождение, ни уж тем более дочь камергера, получавшая от заграничных родственников инвалюту. Автор донесения Леонид Заковский - как и многие его коллеги - человек статьи особой. Отличившись полною мерой на службе в ОГПУ в Сибири, был одним из инициаторов создания ГУЛАГа, затем сварганил в Белоруссии весьма обширное дело «контрреволюционной повстанческой и шпионско-диверсионной организации „Белорусский национальный центр“», будучи переведённым в Ленинград, руководил расследованием убийства Кирова (со всеми жуткими "вытекающими"), дошёл до замнаркома НКВД и начальника Московского управления НКВД, назверствовал немало и там, пока... не был принесён в жертву очередной чистки в 1938-м. Туда, признаться, и дорога...

Корпулентный мущщина... и кулаки, наверное, пудовые. Говорят, не гнушался пыток лично... Работа такая.
Корпулентный мущщина... и кулаки, наверное, пудовые. Говорят, не гнушался пыток лично... Работа такая.

Уфф... Всё, товарищи! День у нас выходит настолько страшным, что я волевым решением переношусь вперёд сразу на 20 лет в надежде, что "век мой, зверь мой" уже хотя бы там перестанет склеивать кровью "двух столетий позвонки". Нет, серьёзно: всякие, конечно, статьи в этом цикле у меня бывали, но чтобы до такой степени... Давайте почитаем газету "Советская культура" от четверга 31 марта 1955 года. Здесь, правда, тоже идёт борьба... но, слава богу, не насмерть, всего лишь с... явлением. "Пошлость меняет этикетки" - так называется статья, основные выдержки из которой я, с вашего позволения, и приведу ниже.

"Несколько дней назад в общем читальном зале Ленинской библиотеки были кем-то забыты два листочка из ученической тетради, исписанные девичьим почерком. На них были аккуратно выведены рифмованные куплеты - повидимому (ТАК В ОРИГИНАЛЕ), текст какой-то песни. О её достоинствах можно судить по следующему отрывку:
Он прижался к Полли,
Обнял ей колени,
И прошёл он с нею
В ресторан вперёд...
И дальше в таком же роде.
Ну что можно сказать об этих строчках? Пошлость, дремучая, беспросветная пошлость, так сказать, в её чистом виде, какая, к счастью, редко встречается в нашей советской действительности.
И не стоило бы говорить об этих двух листочках, если бы не рождали они законного и тревожного вопроса: как, какими путями пошлость проникает в нашу жизнь?.."

И, действительно, - как? Хотя, признаться, я настолько уже устал от жути первой половины века, что какая-то там "пошлость" кажется едва ли не оригинальной особенностью и милым веянием того времени. Да, давайте больше "пошлости". Кстати, что там с нею? Читаем дальше...

"В последнее время с наших эстрад и из радиорепродукторов часто раздаются итальянские, испанские, мексиканские и прочие песни. Слушая иные из них, люди удивляются: откуда у народных песен такой явно ненародный привкус? Попробуем внести ясность.
Наш зритель и слушатель любит и уважает эстрадную певицу Ружену Сикору, много сделавшую для пропаганды советских лирических песен и песен братских народов. Но, может быть, артистке неизвестно, что исполняемая ею "Амадо мио" - вообще не песня, и тем более - не итальянская? В фильме "Рим в 11 часов" она попала как случайная уличная мелодийка, а до этого была известна как "шлягер" (боевик) из голливудского порнографического фильма "Джильда". Известно ли ей, что переводчики обманули её и "Бесаме мучо" в переводе с испанского означает не "Песня сердца", а "Целуй меня много", что эту бездомную румбу уже сколько лет бренчат джазы Америки и Западной Европы? Известно ли ей, что "народная" песня "Кармеза" никогда не была народной песней, что она сочинена одним из джазовых "светил" фашистской Испании?.."

Ах, вот оно что?.. Невольно вспоминается Аркадий Варламович Велюров со неизменными "куплетами, сатирами и фельетонами" сочинения поэта Соева и его супруги.

Был на конкурсе я джазов,
обалдел от джазов сразу.
Буги-вуги, самба-мамба,
чувствую, приходит амба.

"Вообще не песня" - это, товарищи, сильное определение... а "шлягер" - и вовсе граничит с непристойностью. Кстати, вот и сама виновница, не ведающая ни вкуса, ни стыда - советская исполнительница с экзотическими именем и фамилией Ружена Сикора.

Докатились вы, гражданочка... Это ж надо - в открытую петь "Целуй меня много"!
Докатились вы, гражданочка... Это ж надо - в открытую петь "Целуй меня много"!

Ну и, коли уж зашла речь, нарочно - в пику автору той статьи - не удержусь, чтобы не вставить фотографию Риты Хейворд из того самого "порнографического" фильма "Гильда" 1946 года... Сами понимаете, с "порнографией" в Америке того времени было ничуть не менее строго, чем в СССР, так что обвинения - не принимаются. Позднее плакатом из "Гильды" воспользовался герой "Побега из Шоушенка"Стивена Кинга.

Ах, какая... милая... пошлость...
Ах, какая... милая... пошлость...

Не знаю, как вы, уважаемый читатель, а я как-то отошёл от беспросвета первой части 31-го марта... в такой, знаете ли, приятной женской компании! А это значит, что нам как всегда пора в Ангарск. Прибавляем 10 лет, располагаемся поудобнее и разворачиваем номер "Знамени коммунизма" за среду 31 марта 1965 года. Открывается он передовицей с названием "Где стоят сегодня краны". Если что - это не вопрос. Просто её автор решил пересчитать все краны строек Ангарска.

"Не многие города Сибири могут соперничать сегодня с Ангарском наличием кранов. Чтобы побывать везде, где они установлены, в день ни за что не уложиться. С какой бы стороны вы ни приближались к городу, первым делом обязательно увидите краны..."

С эстетической точки зрения, признаться откровенно, зрелище, конечно, то ещё... Но мы же с вами, товарищи, советские люди! В корень надо смотреть. Значит, строимся, значит "город будет"!..

"...207-й квартал. Один кран, второй, третий... Строятся жилые дома, магазины. Рядом со стадионом "Ермак" ещё один кран. Он помогает строителям сооружать новый комфортабельный хоккейный корт... В 12 микрорайоне 4 крана. Строится жилой массив, в котором получат прописку 6 тысяч человек. У поселка Кирова краны появились в конце прошлого года. Вместе с ними и новое выражение: 5-й микрорайон. В микрорайоне уже смонтировано 4 пятиэтажных здания. А их будет больше 15. Непочатый край работы для стальных мускулов..."

Пожалуй, достаточно считать краны... к тому же, автор, кажется, и сам сбился со счёта примерно на посёлке Кирова. А вот любопытно: что же носят ангарчане после славных трудовых будней? Вопрос немаловажный: мы с вами вечерком в кино собираемся! А вот и заметка "в тему"!

"57 новых моделей освоили работники швейной фабрики. Ангарчане увидят в магазинах красивые демисезонные пальто для малышей, современные мужские и женские пальто, плащи из водоотталкивающей ткани, повиноловые пальто. Во втором квартале фабрике предстоит освоить ещё 37 новейших моделей верхней одежды"

Эээ... Повиноловые пальто? Без справочника не обойтись, пожалуй... "Повинол — это совершенно новый и потому практически мало известный декоративно-отделочный материал на тканевой хлопчатобумажной основе и стеклоткани с односторонним поливинилхлоридным покрытием". Новый? До господь с вами! Работники Ангарской швейной фабрики освоили эти технологии ещё в далёком 1965-м. Хотя, признаться откровенно, сам бы я в пальто из "стеклоткани с односторонним поливинилхлоридным покрытием", наверное, показаться не рискнул бы... Давайте уж лучше просто "современное мужское пальто"! Такие, например, как на этих суровых неулыбчивых мущщинах!

А теперь и в кино можно!
А теперь и в кино можно!

В "Мире" сегодня премьера: "Над пустыней небо" с Татьяной Конюховой!

Успехи в работе, быстрое продвижение по служебной лестнице превратили молодого способного геолога - изыскателя Андрея Черногорова в сухого, эгоистичного карьериста. Простые, человеческие взаимоотношения перестали для него существовать. Варя, жена Андрея, коллектор по профессии, расставшись с мужем, уезжает искать месторождение циркония. Через некоторое время в эту же изыскательскую партию направляется и Андрей. Приехав в пустыню к простым людям с их суровыми, трудовыми буднями, он начинает понимать, что вел себя недостойно.
Снизу, наверное, Андрей - эгоистичный карьерист. А что? Похооож...
Снизу, наверное, Андрей - эгоистичный карьерист. А что? Похооож...

Что-то подсказывает мне, что этот фильм не относится к удачам советского кинематографа. И, прошу отметить, как по-новому сейчас звучит фраза о "жене Андрея": она была "коллектором по профессии", но всё бросила (да уж, одумалась, стало быть!) и рванула на поиски циркония. Очень современно! Не стану пугать. На самом деле Варя не выбивала долги из советских неплательщиков: в геологии "коллектор" - всего лишь сборщик коллекций минералов и горных пород, так что увидеть Татьяну Конюхову с паяльником в руке не придётся.

Сразу в двух кинозалах - "Победа" и "Комсомолец" - демонстрируется египетская мелодрама "Чёрные очки" (в оригинале - El naddara el sawdaa... если кто понимает, конечно).

Героиня фильма Мадия ведет пустую, легкомысленную жизнь, и только встреча с инженером Омаром Рашидом, совсем не похожим на ее прежних, таких же праздных, как она приятелей, помогает Мадие понять, наконец, в чем смысл жизни...

Это точно египетская картина? Замените Мадию на Светлану, а Омара Рашида на Павла Смирнова иии...

Прошу прощения за качество, другим разжиться не удалось, зато точно афиша - советская!
Прошу прощения за качество, другим разжиться не удалось, зато точно афиша - советская!

Хм... Я, конечно, всё понимаю... И отношения с Египтом после отставки Хрущёва к 1965-му вроде как стали налаживаться, но... пожалуй всё-таки "Над пустыней небо" (нелепое название, кстати! А что же ещё?) К тому же Татьяна Конюхова - диво как хороша! Настоящая русская красавица! Помните - в "Москва слезам не верит:? "Обожаю!! Конюхова!!!!!.."

Между прочим, 90 лет отметила!
Между прочим, 90 лет отметила!

О том, что опера - жанр вовсе не закостенелый, а находящийся в постоянном поиске, развитии, повествует статья в "Советской культуре" от 31 марта 1978 года "Хлеб ты мой" с подзаголовком "Опера Ж.Кузнецовой на сцене Чувашского музыкального театра". Интересненько...

"Перед создателями этого спектакля стояли трудные и ответственные задачи - раскрыть средствами музыкального театра героические будни сельских тружеников, их борьбу за урожай со всеми её радостями и бедами, показать их любовь к земле, к хлебу, выявить сложный процесс становления человеческой личности, воспитания у людей чувства ответственности перед народом..."

Да уж, задача, и правда, неразрешимая... Автор забыл ещё одно - чтобы это было не скучно! Хотя, кажется, в СССР такого понятия в искусстве не существовало, главное - "выявить сложный процесс".

"... Спектакль, осуществлённый в Чувашском музыкальном театре Б.Горбуновым, по своим стилевым и жанровым особенностям близок к народной драме - в нём ярко показан пафос борьбы людей за хлеб, многообразны и выразительны массовые картины, среди которых впечатляют пожар на хлебном поле и уборка урожая ночью. Красочны жанровые эпизоды - свадьба, гулянья, праздник урожая, которые изобилуют частушками, плясками, играми... Психологически убедительно решены и сцены, где ставятся важные нравственные проблемы..."

Почему-то подумал, что поставь кто-нибудь (например, Дмитрий Крымов или Юрий Бутусов) оперу "Хлеб ты мой" сейчас, это был бы неповторимый декадансовый трэш - вроде "Старых песен о главном". И даже без глумления над "важными нравственными проблемами". Глумиться над прошлым - дело нехитрое, а как до дела дойдёт - "...небось картошку все мы уважаем, когда с сольцой ее намять!" (С)

Советский балет тоже не чуждался экспериментов... Вот, к примеру, "Пламя Парижа" Глиэра
Советский балет тоже не чуждался экспериментов... Вот, к примеру, "Пламя Парижа" Глиэра

Чрезвычайно актуально читается сегодня статья "Аргументов и фактов" в номере от 31 марта 1999 года: "Рубль - монета скользкая", построенная, как ответы видных государственных деятелей на крик души читательницы Д. И. Шияновой из г. Зеленокумска Ставропольского края.

"...Настроение было - хоть в петлю головой или наглотаться таблеток и сдохнуть. Только сегодня (18 марта) дали мне пенсию за январь. Получила 356 рублей. Все просчитала: 150 руб. должна соседям, столько же - за свет, газ, воду. Мне остается 56 руб. Думаю: "Господи, как же жить дальше?"

Редакция "АиФ", конечно, пошутила, раньше - в период демократической вакханалии - такой журналистский ход был вполне допустим, нынче за подобное можно и... Однако, почитаем!

Б. ЕЛЬЦИН: "Мы, конечно, все, что можно, со своей стороны делаем, но не все мы можем. То есть мы можем, но совесть нам не позволяет".
В. ЧЕРНОМЫРДИН: "Может ли рубль снова соскользнуть? Может, если делать всякие заявления".
. ЯВЛИНСКИЙ: "Мы не должны грозить адекватными мерами. Нам надо свою страну вытянуть из ямы. И действовать неадекватными мерами".
М. КАМДЕССЮ: "Настроение хорошее. Я привез вам солнце и весну".
В. ЖИРИНОВСКИЙ: "Это плохо, что в стране нет министра пропаганды".
К. ТИТОВ: "Надо думать головой, а не эмоциями".
А. ЛИВШИЦ: "У России слишком мало друзей, чтобы позволить себе заводить настоящих врагов".

Даже не будем пытаться представить, что именно ответил бы на горестное письмо Д.Шияновой, например, некто Д.Песков - всегда спокойный, невозмутимый и безмятежный как Александр Христофорович Бенкендорф... Но лично я бы на его месте присоединился бы к незабвенному Мишелю Камдессю: " Я привез вам солнце и весну". И то правда!..

Слабо возродить советские весенние субботники? А то этой зимою в Петербурге появилась новая услуга - "дворник-шеринг" Капитализм проклятый!
Слабо возродить советские весенние субботники? А то этой зимою в Петербурге появилась новая услуга - "дворник-шеринг" Капитализм проклятый!

Давайте заключим нынешний день, который я как мог постарался смягчить под финал, стихами Марины Цветаевой, написанными 31 марта 1916 года... написанными, как и всегда, нервно и тревожно... и не без некоторых отсылок к будущему... за что и предпочёл именно их.

Мимо ночных башен
Площади нас мчат.
Ох, как в ночи страшен
Рев молодых солдат!
Греми, громкое сердце!
Жарко целуй, любовь!
Ох, этот рев зверский!
Дерзкая – ох – кровь!
Мой рот разгарчив,
Даром, что свят – вид.
Как золотой ларчик
Иверская горит.
Ты озорство прикончи,
Да засвети свечу,
Чтобы с тобой нонче
Не было – как хочу.

Таким (или примерно таким) увиделся мне день нынешний, а уж хорош он был или плох - судить всяко не мне. Любые исторические аллюзии - всего лишь совпадения и не более того! Вам только показалось!..

С признательностью за прочтение,мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие публикации цикла "Век мой, зверь мой...", "Ежемесячное литературное приложение" к нему, циклы статей "Размышленiя у параднаго... портрета", "Однажды 200 лет назад...", "И был вечер, и было утро", "Я к вам пишу...", "Бестиарий Русскаго Резонёра", а также много ещё чего - в гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ"

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу