Наш Мир, как Творение Всевышнего, удивительно разнообразен. Миллионы людей, с их картинами мира создают пестрый ковер Жизни. Разные страны, культуры, религиозные течения, ценности, создают уникальный узор бытия. Все, кто приходит в духовную школу Джйотиш, начинают открывать для себя тысячелетние тайны Ведической культуры, все больше погружаясь в мир знаний Восточной философии.
На первых порах, когда начинающие Джйотиши изучают основные принципы и правила чтения астрологических карт, среди прочего, они учатся видеть основную направленность карты Натива, основные цели жизни человека в этом воплощении. Их всего четыре: Дхарма, Артха, Кама и Мокша. Все четыре цели дополняют друг друга, однако, всё же именно дхарма первична.
По общим правилам, когда мы разбираем карты и видим, что большинство планет натива расположились в 1,5,9 домах гороскопа - можно сделать вывод, что основная цель жизни человека следование Дхарме. В тексте данной статьи мы попробуем коснуться темы Дхармы и понять для себя, что же это такое.
Термин Дхарма имеет множество значений, и скорее более и глубже понятен в странах, где Ведическая культура лежит в корне жизневосприятия. Для наших соотечественников, часто, Дхарма определяется как долг, обязанность. Что, несомненно частично отражает природу Дхармы, но совсем не раскрывает ее глубинную суть, а скорее служит дополнительны определением.
Буквальное значение дхармы, согласно санскриту, «то, что удерживает или поддерживает».
Термин «дхарма» нельзя истолковать однозначно: у него очень много значений, а значит, и точный перевод тоже дать нельзя. Поскольку мы говорим о дхарме как о цели человеческой жизни, это, прежде всего, образ жизни конкретного, отдельно взятого человека. Каждый человек должен стремиться к естественному образу жизни, стараться следовать своему естеству, своей природе.
Дхарма — это интуитивное осознание своего предназначения, своего долга перед самим собой, своей семьей, обществом, перед Вселенной. Дхарма — это нечто уникальное для каждой личности. Человек следует зову своего «Я» и таким образом достигает мирских благ, отводит от себя несчастья, обретает полное осознание своего пути. Дхарма – это следование своей истинной природе, своему естеству, жизненной задаче, исполнение своего предназначения. Дхарма является ядром существования не только для человека, но и для всего вокруг. Например: дхарма Солнца – светить, дхарма ветра – дуть, дхарма воды – течь, дхарма птиц – летать. Дхарма содержит в себе множество измерений и охватывает все сферы жизни человека и общества.
В Индии понятие дхармы человека раскрывается через 4 касты, которые существуют там многие века. 4 касты: шудры, вайшьи, кшатрии, брамины. У каждой касты есть своя дхарма, и поэтапно проходя воплощения, Душа человека движется вверх по духовной лестнице Восхождения.
Что касается обязанностей и жизненной задачи человека, эти четыре касты классифицируются согласно Бхагавад-Гите XYIII/41-49 следующим образом:
«Обязанности браминов, кшатрий, вайшьи и шудров даны им в соответствии со свойствами их природы. Обязанности брамина (священника) вытекают из сути его сущности и состоят в душевном покое, самообладании, чистоте, терпении, правдивости, познании истины, учености и знании религиозных обычаев».
«Обязанности кшатрии (воина, властителя) вытекают из его собственной природы и состоят в храбрости, силе, выдержке, ловкости, решительности, благородстве и властности. Занятия вайшьи (крестьянина, торговца) следуют из его собственных качеств и состоят в занятии земледелием, скотоводством и торговлей. Обязанности шудры (слуги) вытекают из свойств его природы и состоят в послушании и служении».
«Кто получает истинное удовлетворение от того, что он делает, что бы это ни было, достигает совершенства. Слушай же, как он может найти совершенство: Он достигает его тем, что он своими делами любит, почитает и прославляет ЕГО, КОТОРЫЙ есть источник всего и создатель всей Вселенной. Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем исполнять дело, пусть даже в совершенстве, предназначенное для другого. Кто исполняет долг, который возлагает на него его собственная природа, тот не грешит». (Примеч.: Здесь КРИШНА вновь повторяет высказанную уже в главе III/35 мысль о выполнении собственного долга, в связи с ее чрезвычайной важностью).
«Не оставляй дело, которое возлагает на тебя твоя высшая природа, даже если тебе трудно его выполнить, ибо всякое делание окружено неприятностями, как огонь и дым. Если сердце твое ни к чему не привязано, что вне тебя, если ты владеешь собой во всех отношениях и не пребываешь в плену вожделений, то ты достигнешь абсолютного освобождения от всей Кармы благодаря великому самоотречению».
И если данная система существует издревле и понятна почти всем, кто на этой территории проживает, то здесь, где другая культура и устройство общества и государства она не понятна, и даже немного чужда. Можно дать некоторые более близкие нашему менталитету суммирующие моменты.
Многие спрашивают, каково мое предназначение, что я должен делать или сделать в этой жизни. Без глубокой душевной работы, без обращения к Всевышнему, который и Есть Высшая Дхарма Миропорядка, невозможно осознать свой Путь (Дхарму) в полной мере. Спрашивайте себя «Кто я?», «Какова цель моего воплощения?» и слушайте себя. Обращайтесь в молитвах к Господу с просьбой раскрыть цель жизненного Пути и делайте это как можно чаще. Но даже если, вы не будете этого делать, ход жизненных событий самим собой покажет вам истинный ли путь вы выбрали. Будьте внимательны в осознании своих ощущений. Если есть деяния, которые приносят вам глубокое удовлетворение, ощущение гармонии и полноты жизни, улыбки окружающих – возможно это и есть ваш Путь (Дхарма), даже если эти деяния не приносят много денег, славы, почета и признания. На Пути (Дхармы) нет более важного и менее важного. Личный Путь каждого есть мерило его ответственности перед Всевышним. Люди, свысока думающие о дворниках, не задумываются, чтобы было, если бы таких людей не было. И поэтому иногда, вместо сочувственного презрения необходимо ощутить глубокую благодарность, подойти и искренне поблагодарить таких людей, потому как они следуют своему пути (Дхарме), обеспечивая чистоту вокруг. И так с каждым, кто несмотря на трудности и преграды, спокойно исполняет свой Путь (Дхарму). Если нет счастья, нет ощущения покоя внутри, события жизни складываются не в лучшую сторону – скорее всего Господь подает знаки, что вы на пути Адхармы и необходимо задуматься и пересмотреть то, что вы делаете.
Мы все есть частички Вселенского закона Пути высшего порядка и если каждый из нас будет исполнять то, что предначертано, мир преобразится до неузнаваемости и засияет вечными светом изначального Замысла.