Найти тему
New Biology Blog

Виды и стабилизационная теория Евгения МакКарти - 6

В начале, как и заведено: лайкайте, подписывайтесь и, главное, высказывайте недовольство в комментариях.

Peak oil blog

Блог о нефти, уране, ресурсах, зеленой повестке. Подписывайтесь!

Ну а мы продолжаем.

Ранние натуралисты также мыслили в терминах теории идей Платона. С этой точки зрения существовало два отдельных мира или «царства бытия». Был этот мир — чувственно воспринимаемый, «мир чувственных вещей», — и был второй, невоспринимаемый мир, «мир идей».

Средневековые церковники утверждали, и ученые ранней научной эры все еще соглашались, что Бог создал этот совершенный мир идей и что он упорядочил воспринимаемый мир. Идеи в своем отдельном царстве были вечны и неизменны. В чувственно воспринимаемом мире индивиды данного типа различались несущественными деталями — каждый был несовершенным представлением, образцом существенной, вечной, совершенной идеи. Они рассматриваются как простое отражение воображаемого лежащего в основе совершенного естественного порядка.

 Для обозначения этих идей или типов использовались слова из аристотелевской логики, то есть виды и роды. Все различные существующие типы организмов считались вечными и неизменными, потому что считалось, что различные ессенции, которые были предполагаемыми принципами, по которым были созданы вещи, сами по себе были вечными.

Это представление о параллельном мире, населенном вечными сущностями божественного порядка, большинству современных читателей покажется надуманным. Но это было общепринято раннехристианскими мыслителями и схоластами средневековья и раннего Нового времени. Они стремились построить классификационную иерархию, отражающую существование логического природного порядка, демонстрирующего существование разумного божества. «Лучшее в творении, — утверждал Фома Аквинский (В «О Боге и Его творениях», XLIV), — это совершенство вселенной, состоящее в упорядоченном многообразии вещей».

В своем magnum opus De plantis (1583) Андреа Чезальпино (1519–1603), первый великий систематик современной эпохи, расположил растения в иерархическом, ступенчатом порядке. De plantis был написан в подражание Аристотелю, у которого Чезальпино заимствовал метод классификации путем логического деления, метод, знакомый каждому образованному человеку со средних веков до конца восемнадцатого века.

Чезальпино Андреа
Чезальпино Андреа

Чего многие биологи не понимают, так это того, что примерно до 1800 г. деятельность по классификации организмов оставалась запутанно переплетенной с метафизикой. Сочинения классификаторов этой эпохи настолько пропитаны схоластическими догмами и жаргоном, что теперь их может понять только специалист. Не стал исключением и создатель современной системы биологической номенклатуры, шведский натуралист Карл Линней (1707–1788). Майр (1982: 173) говорит, что сегодня трудно понять Линнея:

Проблема заключается в том, что многие используемые им термины, такие как «род», «вид», «имя», «знание» и «природная система», имеют совершенно особое значение, которое эти термины имеют в системе схоластической логики. В школе Линней преуспевал в холастической логике, и, очевидно, точность этого метода произвела на него глубокое впечатление. Начиная с Чезальпино, каждый ботаник более или менее последовательно применял схоластически-логическое деление, и оно по-прежнему доминировало над Линнеем.

Карл Линей
Карл Линей

Такая же иерархическая система с категориями, включающими категории, используется и сегодня. Однако, в отличие от современных естествоиспытателей, схоласты считали эти категории соответствующими Вечным Идеям, обитающим в их параллельном мире за пределами досягаемости восприятия. Как отмечает Лавджой (1936: 227):

"Распределение животных и растений по четко определенным видам, предположительно (поскольку платоновский дуализм царств бытия также все еще имел влияние), соответствующим различению Вечных Идей, было первым делом исследователя органического мира."

По иронии судьбы, «четко определенные виды» — это тема, которая до сих пор волнует многих биологов.