Найти в Дзене
ПАПА МОЖЕТ

Потерять нельзя сохранить

Оглавление

Заголовком к статье не зря выбрана измененная фраза : "Казнить нельзя помиловать". Вопрос в постановке запятой актуален, для данной темы. Представляю вам очередную статью из рубрики #мысливслух .

Политика Дзен, в области монетизации изменилась, теперь напрямую зависит от числа подписчиков на канале. Понравился канал, пожалуйста подпишитесь.

Вот моя деревня, вот мой дом родной

Сердце кровью обливается, когда видишь такую картину. Село вымирает, и так по всей стране. Такая же учесть ждет мою маленькую родину, небольшую деревню в Оренбургской области.

Заброшенный, покосившийся дом.
Заброшенный, покосившийся дом.

В деревне остались только старики. Из 80 домов, стоит 60, и только в 45 из них, еще теплится жизнь. Ферму и летнюю дойку растащили в начале 00-х, потом до основания снесли сельский клуб и магазин. Закрыли школу.

Пока старики живы, регулярно ездим в гости, помочь по хозяйству. Потом только на кладбище.

Историческая справка

Страна на протяжении многих веков прирастала территориями. Новые земли требовали освоения. Нельзя сказать, что они были пусты, конечно же были города и деревни, но устройство страны требовало развития инфраструктуры.

Защита границ от набегов кочевников и соседей, требовала засек на рубежах. Так появлялись крепости и передовые отряды. С расширением границы линия обороны передвигалась вглубь Азии, на восток. Большие территории требовали дорог. На дорогах нужны постоялые дворы, где можно отдохнуть самому и коню, подкрепиться и переночевать. Как часто? С утра до обеда, и от обеда до заката.

Территория обживалась, покрываясь паутиной дорог и небольшими селами через 40 верст (примерно). Столько можно было проехать за световой день. Вот такие небольшие дворы, со временем превращались в села. Рядом селились крестьяне, земли вокруг много и ее надо осваивать. Ремесленники, кожевники и кузнецы.

С развитием промышленности, стали появляться города-заводы, росли они быстро. Добыча и выплавка руды, требовали много рабочих рук.

Освоение целинных земель, в советское время, послужило новым толчком для основания сел и поселков.

До недавнего времени, все шло своим чередом. Развал СССР и общая разруха, в первую очередь отразилась на селе. Поэтому, большинство граждан, в вымирании сел, винит именно политику новой власти, хотя это в корне неправильно. Тут много факторов, вот основные из них:

  • технологический прогресс;
  • демография;

До чего дошел прогресс

Одним из основных причин вымирания сел, является технологический прогресс. Что бы осознать его влияние, необходимо ответить на вопрос" "Чем жило село?".

На селе всегда жили подсобным хозяйством, колхозами, совхозами. С развалом СССР не все смогли вернуться к старому укладу. А существование по прежнему, было обречено, и вот почему. Развитие технологий изменило уклад фермерского хозяйства. Новая сельскохозяйственная техника в разы сократила потребность в людях. Мощность, ширина плугов, борон, жаток, автоматизация процессов.

Для примера. Жатка комбайна Дон 9-12м (ширина полосы уборки), современная техника имеет 22 м.

Скорость, с которой она работает и скорость передвижения между участками, и от понятия "уборочной страды" не осталось и следа. Теперь не то, чтобы круглосуточно, даже в две смены нет необходимости работать. Потребность в людях сократилась в три раза.

Несколько таких мобильных бригад, с легкостью справляются с уборкой урожая, целого района.

Немаловажную роль сыграло увеличение скорости передвижения личного и общественного транспорта. 800 км и более проехать за сутки, стало не пределом. Нет необходимости в постоялых дворах, гостиницах и магазинах через 40 верст.

Всего мужиков-то: отец мой да я…

Отсутствие занятости на селе привело к оттоку населения из сел, в сторону городов, в основном молодежи. Отсюда сокращение рождаемости.

На селе, остались старики на пенсии, фермеры. Те немногие, кто остались и живут хозяйством, не могут обеспечить занятостью и доходом односельчан.

Отсутствие населения, привело к невозможности содержать сады, школы, фельдшерские пункты, сельские клубы. И если бюджет выделяет средства на содержание, то работать и посещать эти заведения некому.

В школе один учитель совмещает несколько предметов, в ущерб качеству, но других нет. Отсутствие дополнительного образования, кружков, секций. Без этого всего, в глуши, кем вырастут дети?

Оптимизация

Дотировать и содержать все за счет бюджета, пытаясь обеспечить необходимый уровень жизни на селе, именно так действовали раньше. Результатов это не принесло, отток населения в пользу городов не прекратился.

Вариант массового принудительного переселения из маленьких сел в соседние большие, не вариант. Стариков от родных мест не оторвешь.

С запуском федеральных, национальных программ, государство использует другой подход.

Большие села еще живут. Там есть небольшие производства, фермерские хозяйства, магазины. Они расположены на крупных трассах, нередко имеют железнодорожную станцию. С советских времен, там сохранился основной набор социальной инфраструктуры: сад, школа, поликлиника, почта, клуб.

Именно сохранение таких населенных пунктов легло в основу этих программ: Сельский учитель, Земский доктор. Большое внимание уделено строительству спортивных комплексов и досуговых учреждений. Стоит вопрос создания профессиональных учебных заведений.

Все эти усилия были бы бесполезны без укрупнения школ. Давно замечена тенденция, что дети, уезжающие учится в другие города, редко возвращаются на "малую родину". За 4-5 лет обучения на "чужбине", они обрастают связями: появляются друзья, любовь, интересы, устраиваются на работу.

Собирая детей из близлежащих сел, государство пытается создать эти связи, стараясь повлиять, на будущий выбор места проживания.