21 марта 1839 года родился Модест Петрович Мусоргский, самый русский из русских композиторов.
Искусство не самоцель, — а средство беседовать с людьми
«На глазах у всех пал преступный узурпатор, могучий дарованием и силой воли человек, пал, истерзанный неумолимой работой карающей совести». Из критики: о сущности образа царя Бориса
*
Согласитесь, дорогой читатель, трудная задача — назвать ярчайшего классического композитора середины XIX века, эпохи крымского поражения, «Севастопольских рассказов», смерти государя Николая, эпохи больших перемен: «Всякие вести бродят…» (Герцен). Причём композитора-новатора, одновременно органически и глубоко связанного с русской художественной культурой — как исторической, так и стилистически устремлённой в безбрежное будущее. Композитора, идейно сращённого с эстетикой, нравственностью и философией своего времени, — где некрасовская любовь к народу плотно перевита сосредоточенной психологией Достоевского, а творчество передвижников озарено силою правды Салтыкова-Щедрина.
Трудная задача, поскольку в то время, 1850—70-е годы, достойных мастеров было предостаточно.
Это и вся знаменитая «русская пятёрка» — «Могучая кучка», и великолепный Рубинштейн со своим первостатейным в недалёком будущем учеником Чайковским. Предвестник балакириевской «Могучей кучки» Даргомыжский и выдающийся композитор, музыкальный критик А. Серов. Молодой Римский-Корсаков, блистательный оперный драматург. Все они — ростки и побеги авторитетного, несгибаемого основания национальной сочинительской школы Михаила Ивановича Глинки — всецело достойны подняться на пьедестал первосортных, наилучших художников. Воплотивших славянскую идею в мелодию, голос певца, оркестровку.
И лишь появление таких мощных, мощнейших произведений, — народно-исторических драм, — как пушкинский «Борис Годунов» и стрелецкая «Хованщина», да ещё сдобренных голосами О. Петрова, Сариотти, Коммисаржевского, Збруевой, четы Воробьёвых, Платоновой, Д. Леоновой, О. Палечека расставило всё по местам. (Некоторые злорадствующие критики считали, что успех оперы попервости сделали непосредственно крутые, раскрученные имена исполнителей.)
Модест Петрович Мусоргский, в свою очередь, обрёл заслуженную славу новатора-первопроходца в области оперной драмы: полнейшей формы искусства музыки — царицы всех музыкальных форм. Поскольку опера до Мусоргского «не знала столь детальной, внутренне многосложной, аналитичной разработки исторического сюжета, широкого представления реальных действующих лиц того или иного момента истории, тщательности в обрисовке событийных перипетий, вкуса к созданию колорита времени» (Р. Ширинян).
Читать дальше: https://alterlit.ru/post/26658/
Автор: Игорь Фунт (специально для Альтерлит)
#мусоргский #композитор #русский #искусство #музыка #могучаякучка #картинкисвыставки