Найти в Дзене

Парад «канальной флотилии» Москва-Волга на довоенной картине

Картина, помещенная на выставочной афише, вначале вызвала легкую иронию – вот мол, наглядный пример искусства соцреализма - даже колонну речных судов возглавляет сам товарищ Сталин.

Афиша выставки «За красной чертой», проходившей в Ярославском художественном музее
Афиша выставки «За красной чертой», проходившей в Ярославском художественном музее

Поясню, что в переднем корабле узнавался флагман «канальной флотилии» Москва-Волга - пассажирский теплоход «Иосиф Сталин». Это на нем зажигали Любовь Орлова и Игорь Ильинский в фильме «Волга-Волга», снятом Григорием Александровым в 1938 году.

Афиша фильма «Волга-Волга» https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1538903/pub_5cbb2365953d9400b3f9e82a_5cbb256ca5389a00b3d8e78b/scale_1200
Афиша фильма «Волга-Волга» https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1538903/pub_5cbb2365953d9400b3f9e82a_5cbb256ca5389a00b3d8e78b/scale_1200

Но, когда уже в выставочном зале рассматривал полотно, вся ирония улетучилась сразу, в одно мгновенье. На табличке значилась скорбная и памятная дата: «1941». Изображенный на картине праздник был последним мирным довоенным Первомаем.

В.П. Бычков. «Флотилия. Канал Москва-Волга». 1941
В.П. Бычков. «Флотилия. Канал Москва-Волга». 1941

Уже через считанные недели участники этого ликующего шествия встанут в ряды защитников Отечества. А летящие над Кремлем самолеты ТБ-3 будут бомбить немецкие переправы на Березине. Воистину, такие картины не просто живопись, но и вехи великой истории …

Теплоход «Иосиф Сталин» был первым из серии четырех речных судов, построенных на заводе «Красное Сормово» в 1937 г. Кроме него, со стапелей сошли однотипные «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин» и «Вячеслав Молотов».

Канальные теплоходы серии «Иосиф Сталин» в Сормове https://ikuv.livejournal.com/38016.html
Канальные теплоходы серии «Иосиф Сталин» в Сормове https://ikuv.livejournal.com/38016.html

Для своего времени они были кораблями весьма совершенными. Два дизельных двигателя мощностью по 350 л.с. позволяли им развивать крейсерскую скорость свыше 20 км/час. Длина корпуса, имевшего обтекаемую форму, составляла 72,3 м.

Подрябинников Т.З. Блюдо круглое из серии «Москва-Волга-Канал» с изображением теплохода у шлюза № 5. Конаковский фаянсовый завод, около 1941 г. Из собрания музея В.Ю. Орлова
Подрябинников Т.З. Блюдо круглое из серии «Москва-Волга-Канал» с изображением теплохода у шлюза № 5. Конаковский фаянсовый завод, около 1941 г. Из собрания музея В.Ю. Орлова

Гребные винты находились в частично закрытых отсеках, в носовой части были установлены два дополнительных руля. Это обеспечивало теплоходам повышенную маневренность при прохождении узких канальных фарватеров и шлюзов. Скошенные мачты позволяли безопасно проходить под мостами.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Более двухсот пассажиров размещались в комфортабельных каютах, отделанных ценными сортами дерева - кленом, чинарой, грушей и дубом. В расположенном на верхней палубе киноконцертном зале демонстрировались фильмы, выступали артисты. Пообедать было можно в ресторане на 100 мест. В трюме располагались пошивочная мастерская, парикмахерская и прочие службы.

Канальные теплоходы в шлюзе. Фото 1930-х гг. https://disk.yandex.ru/a/aSvms9143VW6WD/5af0be14a63998b88159fdb7
Канальные теплоходы в шлюзе. Фото 1930-х гг. https://disk.yandex.ru/a/aSvms9143VW6WD/5af0be14a63998b88159fdb7

В Великую Отечественную войну канал Москва-Волга стал рубежом, на котором враг был остановлен. Жестокие бои шли под Дмитровом. Свою лепту в оборону Москвы внес и канальный флот. Но главную роль здесь сыграли не крупные теплоходы, а маневренные «речные трамвайчики».

На картине они изображены следом за теплоходами. Судя по всему, это пассажирские катера серии «Леваневский», созданные на Сормовском заводе исключительно для пассажирских перевозок по каналу «Москва-Волга». Они представляли собой достаточно крупные суда длиной свыше 40 м и шириной 6 м, способные перевозить до 300 пассажиров. Дизельный двигатель мощностью 280 л.с. обеспечивал скорость до 20 км/час.

Речной трамвайчик «Леваневский» https://fleetphoto.ru/photo/32310/?aid=74&lang=ru
Речной трамвайчик «Леваневский» https://fleetphoto.ru/photo/32310/?aid=74&lang=ru

В годы войны «Леваневский», «Ляпидевский», «Доронин», «Каманин», «Молоков», «Слепнев» и др. исполняли роль минных тральщиков и сторожевиков, широко использовались для грузовых перевозок. На них доставлялось продовольствие, топливо и боеприпасы для Красной Армии. Некоторые были переоборудованы в корабли зенитной обороны и пожарные суда.

Неоценимую помощь оказали речные трамвайчики при санитарных перевозках. Они везли раненых из Сталинграда в госпитали всего Волжско-Камского бассейна. Работали они и на «Дороге жизни», спасая жителей блокадного Ленинграда.

Можно добавить, что героиня фильма «Волга-Волга» Любовь Петровна Орлова много раз выступала перед защитниками Сталинграда – и в трагические дни 1942 г., и в 1943-м, когда была одержана великая победа. И поистине пророческий смысл обретали в её устах песенные строки:

Пусть враги, как голодные волки,

У границ оставляют следы,

Не видать им красавицы-Волги

И не пить им из Волги воды!

(слова В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского, песня из к/ф «Волга-Волга»)

Любовь Орлова в Сталинграде, 1943 г. http://donbassdance.ru/images/artisty-pobedy/lyubov-orlova-007.jpg
Любовь Орлова в Сталинграде, 1943 г. http://donbassdance.ru/images/artisty-pobedy/lyubov-orlova-007.jpg

Все 4 крупных канальных теплохода дожили до Победы, и ходили по Волге вплоть до 1960-х гг. «Иосиф Сталин» был переименован в «Михаила Фрунзе», а «Вячеслав Молотов» - во «Владивосток».

А речные трамвайчики, переименованные в «Химки», «Каширу», «Комсомольца», «Октябрёнка» и «Голубя», использовались для пассажирских перевозок до 1970-80 гг.

Кадр из фильма «Волга-Волга» https://www.drive2.ru/c/454285495199859219/
Кадр из фильма «Волга-Волга» https://www.drive2.ru/c/454285495199859219/

Два слова об авторе картины. Художник Вячеслав Павлович Бычков (1877-1954) родился в г. Ярославле в купеческой семье. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества по классу В.А. Серова и К.А. Коровина. Был участником многих выставок, получил известность как мастер пейзажных и жанровых работ. После 1917 г., помимо занятий живописью, работал в музейном отделе Наркомпроса.

Фрагмент картины
Фрагмент картины