Она пела так смятенно, так надрывно и безутешно, будто звала куда-то. Ее голос был настолько неистощим и всеохватен, что в его массе можно было запросто утонуть, провалившись в толщу двойных нот и захлебнувшись полнотой тембра, изяществом штриха, силой эмоционального посыла. На ум пришли поэтические строки Федерико Гарсиа Лорки: «...О, не жди от нее молчанья, не проси у нее молчанья!.. Как вода по каналам – плачет, как ветра над снегами – плачет, не моли ее о молчанье! Так плачет закат о рассвете, так плачет стрела без цели, так песок раскаленный плачет о прохладной красе камелий. Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала...» И хотя они посвящены гитаре, сегодня показалось, будто поэт написал их именно о скрипке. О скрипке Матвея Блюмина – подлинного поэта музыки, исполнителя широкой души и сногсшибательного темперамента, чья игра гипнотизирует, манит и заставляет верить в магическую силу искусства.
О Матвее Блюмине страна заговорила еще в 2016 году после телевизионного конкурса «Щелкунчик» на телеканале «Культура», где он взял бронзу и влюбил в себя едва ли не половину российских меломанов. Сегодня талант солиста отмечен более чем на 20 всероссийских и международных конкурсах, в числе которых «Искусство XXI века» в Португалии (I премия), имени Леонида Когана на Украине (I премия), «Браво» в Бельгии (I премия), «Посвящение Сергею Прокофьеву» в Москве (Гран-при), «Ротари» в Москве (I премия), имени Леопольда Ауэра в Санкт-Петербурге (I премия), имени Андреа Постаккини в Италии (Гран-при). А в 2017 году молодой скрипач стал победителем гремящего на всю страну телевизионного конкурса «Синяя птица», поразив членов жюри беглостью пальцев и неисчерпаемостью смысловой глубины. Какое счастье, что чебоксарцам удалось услышать его вживую!
Концерт 17 марта, посвященный 240-летию со дня рождения великого скрипача и композитора Никколо Паганини, широко отмечающему в мире в 2022 году, несомненно, надолго останется в памяти нашей публики. Узнаваемые буквально с первых нот паганиниевские Каприс №24, «Кампанелла», «Кантабиле» – все это давно вошло в разряд популярной классики, требующей от исполнителей как отточенной техники, так и безошибочного попадания в характер, настроение, образ. А были еще «Чакона» Антонио Томазо Витали, Полонез ре мажор Генрика Венявского, поэма Эрнеста Шоссона «Песнь торжествующей любви», «Румынские народные танцы» Белы Бартока, знаменитая музыкальная тема из кинофильма «Список Шиндлера» Джона Уильямса и запредельный по уровню сложности «Хоровод гномов» Антонио Баццини, открывающие скрипку с новой, неожиданной стороны и в очередной раз подтвердившие то, что имя Матвея Блюмина – из разряда тех, на которые идут. И это абсолютно оправдано: на концертах солиста, несмотря на его молодость, есть шанс не только со всей полнотой «вкусить» ядреные скрипичные соло, но и многому научиться. Например, «подсмотреть» пару-тройку исполнительских приемов. Манера его звукоизвлечения – брутальная, напористая, по-мужски жесткая, в чем ее особая прелесть. Скрипач сразу берет слушателей за горло, требуя предельной концентрации, активной работы мысли и удерживая их в напряжении от первого проведения темы до самой каденции.
Особый шарм музыкальному повествованию придавал необычайно талантливый пианист Александр Осминин, сопровождавший гостя в качестве концертмейстера и проявивший себя не только чутким аккомпаниатором, умеющим слушать и слышать солиста, но и настоящим виртуозом фортепианной игры. Увлекательно и интригующе звучало слово конферансье Федора Белугина, покорившего публику редкой эрудицией, выразительностью, живостью и доступностью языка, погрузившего каждого из нас в атмосферу высокого искусства и рассказавшего интересные факты из жизни как самого Никколо Паганини, так и Матвея Блюмина, которого европейская пресса однажды назвала «реинкарнацией Паганини».
Первоисточник – Чувашская государственная филармония
#Филармониячебоксары
#Чувашскаягосударственнаяфилармония
#Пушкинскаякарта