Найти тему

Учение о Божественных энергиях святителя Григория Паламы. Простыми словами о сложном

Оглавление

Начатки учения о Божественных энергиях можно найти даже у отцов первых веков, но окончательно выразил его святитель Григорий Палама. Оно в значительной степени помогает приблизиться к пониманию сложнейших вопросов: как действует Бог в мире? Познаваем ли Он по Сущности? Как человек может приобщиться Ему? Учение о Божественных энергиях у святого Григория и его последователей излагается сложно. Но мы попробуем объяснить его просто.

Суть учения

Понять Сущность Бога невозможно. Да, некоторые вещи о своей Сущности Бог Сам открывает людям. Например, христианам известно о троичности лиц Бога. Но никто не может сказать, что познал суть Троицы. То есть, даже откровения Самого Бога о своей Сущности никак не помогают ее понять. А значит, эта сторона Божества для человека навсегда или, по крайней мере, пока – закрыта.

Но невидимый Бог, непознаваемый по Существу, зримо действует в мире. Эти действия и называются Божественными энергиями, они же есть и Божия благодать. И Божественные энергии пронизывают всю вселенную. Через них любой человек может не только непосредственно приобщиться Богу, но и отчасти познать Его. Как именно это возможно?

Приобщение Богу

Божественные энергии вездесущи, а это значит, что Божественная благодать действует в любом месте и в любых обстоятельствах: “Дух дышит, где хочет” (Ин. 3:8). Почему тогда мы ее не видим и не чувствуем всегда?

Не всякое свое действие Господь открывает всем. Да, действительно, в некоторых случаях Сила Божия была явлена зримо для любого человека. Подобных примеров в Священном Писании предостаточно. Например, дарование манны небесной (см. Исх. 16), падение стен Иерихона (см. Нав. 6), воскресение мертвых и землетрясение после Распятия (см. Мф. 27).

-2

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Но и примеров, когда Бог открывал свои действия только конкретным людям, тоже много. В том числе таких, когда чудо Божие являлось посреди скопления людей, но видели его единицы. Например, только первомученик Стефан видел отверстые небеса и Христа, стоящего по правую сторону от Бога (см. Деян. 7:56). Только отдельных людей Господь выбирал своими пророками. И только апостолы удостоились видеть Фаворский Свет во время Преображения Господня (см. Мк. 9).

Святитель Григорий Палама учит, что и сейчас можно видеть Божественные энергии в мире. Да, Господь еще являет себя зримо для всех. Но непрестанно видеть Его Благодать удостаиваются только некоторые подвижники. Благодать Божия им является зримо в виде света. Это – нетварный Божий свет, тот же, который апостолы видели на горе Фавор. Видящий этот свет приобщается Богу непосредственно, то есть находится в высшей степени святости – обожении.

Познание Бога по энергиям

Что означает познание Бога по его энергиям, объясняет святитель Григорий Нисский: «Божество, как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое, познается по одной только деятельности. Нет сомнения, что в Сущность Божию разум проникать не может, но зато он постигает деятельность Божию и на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое вполне достаточно для его слабых сил. По деятельности Божией в мире человек знает о могуществе и премудрости Бога, о Его благости и справедливости, о неограниченности и многих других свойствах, которые усматриваются нашим умом при изыскании следов Божества в явлениях природы и жизни» («Против Евномия»).

То есть, не понимая Сущности Бога, через Его энергии все равно можно понять, что Он неизменяемый, вечный, вездесущий, самобытный, премудрый, всеведущий, всемогущий, святой, истинный, любящий. И это понимание одновременно является и максимумом понимания человеком Бога, и необходимым минимумом.

Основные положения учения святителя Григория Паламы

У святых отцов до святителя Григория Паламы учение о Божественных энергиях оформлено не было, некоторые вопросы оставались нерешенными. Основные положения, сформулированные святителем Григорием, можно свести к семи пунктам:

  • Сущность Божия и Божественные энергии имеют «Богодостойное различие». Сущность существует сама по себе, а энергии – нет.
  • Энергия Божия не сотворена Богом, а является Его предвечной частью.
  • Различение Сущности и энергий не вводит двоебожия.
  • Энергия неотделима от Сущности. Энергию можно называть Богом.
  • Сущность выше энергии, поскольку энергия исходит из Сущности.
  • Причастность Божественным энергиям есть причастность Богу.
  • Бог именуется Светом не по Сущности, а по энергии.

Необходимо ли исповедовать учение о Божественных энергиях?

Строго говоря, учение о Божественных энергиях не является догматом, ведь Константинопольские Соборы, утвердившие его, были поместными, а не вселенскими. Хотя Константинопольский Собор 1351 г. порой неформально называется Восьмым Вселенским, ввиду того, что постановления на нем были единодушно приняты и признаны во всех Поместных Церквях. А его решения вошли в торжественное исповедание веры, читаемое каждый год в первое воскресение Великого поста. Поэтому и учение о Божественных энергиях нельзя рассматривать даже как авторитетный теологумен, но только как неотъемлемую и непреложную истину веры.

Таким образом, учение о Божественных энергиях утверждает, что каждому человеку доступно богопознание и непосредственное общение с Ним. Человек подвизающийся, то есть стремящийся к Богу и делающий для Бога все, что в его силах, может обожиться – стать причастником Божеского естества. А видение Божественных энергий означает, что Бог Сам раскрывает человеку Его действия в мире. Конечный итог обожения выразил святитель Афанасий Александрийский: “Бог стал человеком, чтобы человек стал богом”.

-3

КАТАЛОГ МАСТЕРСКИХ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ