Найти в Дзене
Remont1969

Путь к французскому танку. Часть 11.0. La machine N° 1 "Schneider". Испытания макета на чужом шасси

История первых испытаний макета танка Schneider CA1 ещё в виде La machine N° 1 "Schneider" и или Char FOUCHÉ-SCHNEIDER в августе 1916.

La machine N° 1 "Schneider"/Char  FOUCHÉ-SCHNEIDER/Танк Фуше-Шнейдера
La machine N° 1 "Schneider"/Char FOUCHÉ-SCHNEIDER/Танк Фуше-Шнейдера

В начале сентября 1916-го года французскому генералитету показали первые прототипы двух машин, которые должны были внести коренной перелом в войне в 1917-м году - танков Schneider CA1 и Saint-Shamon. Демонстрация должна была доказать, что полгода после утверждения заказа на боевые машины не прошли даром, и вот вот в бой пойдут и настоящие французские танки. Но всё было не так радужно. Вместо прототипа Schneider CA1 была показана "потемкинская деревня" в виде бронекорпуса из конструкционной стали одетой на шасси от Фуше, которую условно называют La machine N° 1 "Schneider" или Char  FOUCHÉ-SCHNEIDER , а Saint-Shamon был представлен ранее не испытывавшимися прототипом. Но это было не начало истории, месяцем ранее на полигоне в Винсенне испытывались первые макеты.

La machine N° 1 "Schneider"/Char  FOUCHÉ-SCHNEIDER/Танк Фуше-Шнейдера

Страна: Франция

Производитель: Бронекорпус Société d’Outillage Mécanique et d’Usinage d’Artillerie (SOMUA)/Шасси - мастерские Farman

Год выпуска: 1916

Кол-во выпущенных: 1

Шасси: La machine N° 1 Type C

Мощность 45 л.с.

Размеры: 6320х2050х2300 мм

Масса: 15-16 тонн

Бронирование: 11,4 мм

Экипаж: 6

Вооружение: -

После испытаний 17 февраля 1916 года на полигоне в Винсенне специального шасси L'appareil n ° 1 Type A, построенного под руководством лейтенанта Фуше с использованием решений американского трактора Holt 45 (T-10), крупнейший производитель оружия для французской армии De Schneider et Cie получил 25 февраля заказ на 400 бронированных тракторов (tracteurs-chenilles type Schneider & Cie blindés) по цене 56,000 франков за машину. Руководителем проекта на Schneider et Cie с самого начала был Эжен Брилье (Eugène Brillié). Эжен Брилье в
тот момент был наиболее квалифицированным специалистом в создании боевых машин во Франции, создателем первого в мире бронетранспортера, который принял участие в боевых действиях, и именно по его совету были приобретены трактора Холт 45 для изучения гусеничного хода.

Доработанное шасси трактора Холт  L'appareil n ° 1 Type A. Можно отметить нагрузку шасси для увеличения веса снарядными болванками для имитации брони
Доработанное шасси трактора Холт L'appareil n ° 1 Type A. Можно отметить нагрузку шасси для увеличения веса снарядными болванками для имитации брони

Подходы военных в лице лейтенанта Фуше из Service Technique Automobile (STA) и Брилье существенно расходились. Конструктор хотел сделать боевую машину, а военные - блиндированный пушечный трактор, просто поставив пушку на шасси. Брилье, опираясь на мощное производство и штат инженеров, фактически начала проектирование нового танка с нуля. К концу февраля 1916 года на фирме Шнейдер было проработана новая конструкция тележек - семикатковая из двух тележек по типу Холт. Так же фирма Шнайдер запатентовал собственный вариант заднего "хвоста" и формы передней части бронекорпуса, которые должен был помогать преодолевать препятствия на поле боя. Военные, потеряв общий язык с Брилье в частности и со Шнайдер в общем, в свою очередь нашли фирму FAMH (Compagnie des forges et aciéries de la Marine et d'Homécourt), которая также взялась делать собственный артиллерийский танк.

Патент Шнейдера на форму танка для преодоления траншей
Патент Шнейдера на форму танка для преодоления траншей

В июле 1916 года министр по артиллерии и боеприпасам Альбер Тома (Albert Thomas) захотел увидеть в каком состоянии после полугода ожидания находятся проекты создания собственных французских танков, особенно после известий из Британии о начале серийного производства танков. И хотя De Schneider et Cie привлек к работам фирму Société d’Outillage Mécanique et d’Usinage d’Artillerie (SOMUA), к началу сентября у них не был бы готов даже демонстрационный прототип, существовал только посадочный макет бронекорпуса из конструкционной стали. У FAMH дела шли не лучше - правда у них было уже шасси, но не было бронекорпуса. Здесь надо отдать должное лейтенанту Фуше и военным. Не желаю упасть носом в грязь специалисты из SТА (Service Technique Automobile) установили бронекорпус от Шнейдер, когда он в начале августа поступил на полигон, на последний вариант модернизированного шасси La machine N° 1 Type C (L'appareil n ° 1 Type С/ STA Fouché №1 Type С).

Слева прототип танка Tracteur Saint-Chamond, справа - La machine N° 1 "Schneider", фотография после испытаний.
Слева прототип танка Tracteur Saint-Chamond, справа - La machine N° 1 "Schneider", фотография после испытаний.

С двигателем мощностью 45 л.с говорить о какой-либо тактической мобильности такого макета было оптимистично - ездил и хорошо, особенно учитывая, что и господин министр, которого за глаза звали Святой Тома (Saint Thomas), никогда не видел ни одного танка, так же как никто из присутствующих их еще не видел, ведь переброска первый танков Mark I во Францию только началась и их первый бой был еще впереди. Демонстратор технологий от STA и FAMH, в будущем Saint-Shamon, имел двигатель в два раза более мощный и, теоретически, должен был выглядеть лучше. И хотя из-за слабого двигателя и чужого шасси настоящие испытания Char  FOUCHÉ-SCHNEIDER были бессмысленны, при первом показе Брилье решил всё таки испытать некоторые решения, которые планировали применить на реальном прототипе, например приспособление для разрезания проволоки, которое было установлено на носу прототипа.

Прототип Char  FOUCHÉ-SCHNEIDER с установленным приспособлением для разрезания проволоки.
Прототип Char FOUCHÉ-SCHNEIDER с установленным приспособлением для разрезания проволоки.
Главным отличием движущегося макета танка Шнейдер СА1 от серийных машин является шасси. У машины построенной в мастерских STA шасси 8-ми катковое из трех тележек, у "оригинальных" машин - семикатковое двухтележечное. Также устройство для разрезания проволоки устанавливалось только на макете танка и уже к концу испытаний было снято

Ножницы - “scissors” - устанавливались под наклоном на лобовую часть бронекорпуса, которая имела форму, близкую к той, которая через 30 лет была использована на танках Ис-3 и получила название "щука". Носовые бронелисты были установлены клином перед отделением управления и линия сопряжения имела наклон к горизонту. Ножницы представляли собой три роликовых резца и направляющие, которые на сантиметров 30 превышали высоту носа танка.

Приспособление для разрезания проволоки на Char  FOUCHÉ-SCHNEIDER
Приспособление для разрезания проволоки на Char FOUCHÉ-SCHNEIDER

Колючая проволока от полевых заграждений под давлением движущегося танка сползала вниз и попадала на один их резцов с роликом, где чисто теоретически должна была рваться, будучи согнутой и возможно надрезанной роликом.

Генерал Тома осматривает "ножницы" с проволокой на Char  FOUCHÉ-SCHNEIDER
Генерал Тома осматривает "ножницы" с проволокой на Char FOUCHÉ-SCHNEIDER

Испытания обоих демонстраторов и от Шнайдер, и от FAMH проводились на полигоне в Винсенне в августе 1916-го года. Можно предположить, что будущий Сен-Шамон тестировался на подвижность по полю боя, а будущий Шнейдер служил для демонстрации защищенности и возможностей преодоления проволочных заграждений. Паллиативное решение с установкой бронекорпуса, который фактически был посадочным макетом на шасси L'appareil n ° 1 Type С, привело к тому, что управление этим ходовым макетом так же было паллиативным. На оригинальном шасси место водителя было фактически вывешено за его пределы, как и у изначального сельскохозяйственного шасси Холта, которым вообще планировалось, что будут управлять когда машинист идет сзади за ним. Один из членов экипажа стоял на хвосте, смотря поверх крыши, второй сидел рядом и управлял рулем исключительно по командам первого, так как со своего места не видел вообще ничего.

Вид сзади на макет танка, хорошо виден "командир", стоящий на хвосте и сидящий "механик-водитель".
Вид сзади на макет танка, хорошо виден "командир", стоящий на хвосте и сидящий "механик-водитель".

Макет танка прямо на полигоне был направлен на имитацию проволочных заграждений на полигоне в Винсене и ... ножницы не оправдали надежд. Нет точной информации о ходе испытаний, но можно предположить, что если с одиночной проволокой устройство справлялось, то при попытке преодолеть полноценные заграждения многочисленная проволока просто забила все три резца, а недостаточный запас мощности не позволил двигаться дальше с приемлемым темпом, а то и вообще танк был остановлен, запутавшись в проволоке.

Char  FOUCHÉ-SCHNEIDER  преодолевает (пытается) проволочные заграждения  на полигоне.
Char FOUCHÉ-SCHNEIDER преодолевает (пытается) проволочные заграждения на полигоне.

Всё упростилось, когда "ножницы" сняли. установив вместо них простой металлический уголок, направляющий проволоку вниз, где она подминалась под гусеницы танка и рвалась или запрессовывалась в грунт. В этом случае вслед за танком конечно кавалерия пройти не могла, но пехота спокойно преодолевала зону колючей проволоки. Больше на французские танки специальные приспособления для разрезания проволоки не устанавливались.

Танк Фуше-Шнейдера без устройства для разрезания проволоки
Танк Фуше-Шнейдера без устройства для разрезания проволоки

Хитрость военных удалась, "Святому Тому" для отчета перед правительством о своей деятельности на посту министра было достаточно и такой демонстрации. Сделав замечания о необходимости доработки обоих машин, Альбер Тома (Albert Thomas) поставил срок в месяц на устранение доработок. Как раз к началу сентября у FAMH полностью был готов прототип. Министру снова показали тот же макет Шнейдера, только с установленным вооружением, концерн так и не успел доделать шасси и почти готовый Сене-Шамон. А уже 15 сентября в бой пошли настоящие танки при Сомме. До первого боя французских танков ещё оставалось семь месяцев.

@The War`tist (Vincent Bourguignon) с сайта http://www.wardrawings.be/WW1/Files/site.htm
@The War`tist (Vincent Bourguignon) с сайта http://www.wardrawings.be/WW1/Files/site.htm

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах и развитии первого прототипа можно в других статьях на канале:Appareil Boirault. 1915. Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Танки

Источники:

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections, issued in 2014, ISBN: 978-2-35250-322-4.

Юрий Морозов: «Наземные броненосцы». Первые французские танки "Шнейдер" и "Сен-Шамон", ЭКСМО ISBN: 978-5-699-55295-5

https://www.chars-francais.net/2015/index.php/6-archives/des-origines-1930/3154-1916-fouche-2

https://www.chars-francais.net/2015/index.php/6-archives/des-origines-1930/3156-1916-fouche-schneider

https://en.topwar.ru/158276-francuzskie-tanki-pervoj-mirovoj-vojny.html