Определение ВС РФ № 307-ЭС19-4636(17-19) от 17.03.2022 по делу № А56-116888/2017
ВС РФ опубликовал очень крутое Определение по заседанию, состоявшемуся 17.03.2022 в рамках дела № 307-ЭС19-4636 (17 – 19) (дело о банкротстве №А56-116888/2017), в котором защитил адвокатов от взыскания с них денежных средств в результате оспаривания заключенного соглашения между ними и должниками, находящимися в процедуре банкротства.
ВС РФ предельно четко сформулировал следующие постулаты:
📍Отношения по оказанию юридических услуг имеют определенное публично-правовое значение. Адвокат является специальным субъектом таких отношений, имеет особый правовой статус.
📍Адвокат как профессиональный советник по правовым вопросам, действует на основании соглашения на оказание юридической помощи как самому доверителю, так и назначенному им лицу (пункт 2 статьи 25 Закона об адвокатуре).
📍Действия должника, направленные на привлечение адвоката, являлись стандартными с точки зрения любой организации, попавшей в сходные обстоятельства, их истиной целью было получение квалифицированной юридической помощи.
📍Адвокат не является лицом, аффилированным с должником. Разрешение вопроса о возможности заключения независимым адвокатом договора с организацией о защите интересов ее работника в рамках уголовного дела не может обусловливаться возложением на данного адвоката такой обязанности как проверка имущественного положения организации – доверителя.
📍Неверен подход судов, что адвокат под страхом недействительности не вправе заключать договор с организациями, находящимися в сложном финансовом положении, имеющими неисполненные обязательства, так как блокирует саму возможность надлежащего доступа к правосудию для организаций.
Теперь все адвокаты могут облегченно выдохнуть, так как один из первых вопросов, который они задают при обращении к управляющему по банкротству своего клиента, состоит в том, будет ли оспариваться соглашение должника с адвокатом.