Обычно наш батюшка на проповедях не затрагивает политическую повестку. Но сейчас - не обычно.
- Как думаете, кто прав: Путин или Зеленский? - именно с этого вопроса начинается воскресная проповедь (20.03.22.)
- Путин! - почти хором отвечают прихожане.
- Хорошо, тогда второй вопрос задам: Путина Господь любит?
- Любит! - здесь тоже мы все практически единодушны.
- А Зеленского?
Тут немного завис у паствы, потом не очень уверенно:
- Ну, тоже...
- Немножко, - добавляет кто-то.
Далее батюшка подводит нас к мысли, что Господь любит всех. Другое дело, насколько мы Его любим, насколько мы к Нему близко. Или далеко.
Всё-таки хочу сказать, что наша церковь настроена достаточно миролюбиво, воинственной риторики не прослеживается. Даже! - как мне написали в комментариях - некоторые деятели РПЦ (диакон Андрей Кураев, игумен Пётр Мещеринов) выступили в поддержку соседней страны.
Привожу данную информацию со ссылкой на читателей, проверить пока не было времени. Так вот, если вспомнить украинских священников-униатов или "филаретовцев", то те ещё с 2014 года высказывались куда как рьянее...
Да, а перед проповедью иподиакон зачитал обращение Святейшего Патриарха Кирилла. И там, среди прочего, прозвучала фраза "... события на ТАК НАЗЫВАЕМОЙ Украине..." Вот это уже интересно...
Возможно, к теме обращения Патриарха ещё вернёмся в других публикациях. А пока - ещё несколько значимых моментов из проповеди.
"При молитве грехи человека превращаются в таланты... А когда человек уходит от Бога, его таланты становятся грехами..." (как тут не вспомнить "звёзд" с "гражданской позицией")
"Пусть молитва будет сильной, как у тех людей из Евангелия, которые спустили расслабленного через крышу. Наверняка, они много и долго ходили за Христом. И они не побоялись разрушить крышу чужого дома, они молча поставили этого больного перед Господом, и Тот оценил веру этих людей..."
"На верующих сейчас очень большая ответственность. Тем более, что, как известно, есть три самые трудные вещи для человека:
1. Ухаживать за больными
2. Отдавать долги
3. Молиться Богу
Давайте постараемся, чтобы всё, что происходит в мире, не волновало настолько, чтобы лишало сил молиться..."
"Давайте будем больше молиться и меньше впадать в психозы: скупать в больших количествах гречку, сахар... Мы не этим сейчас должны заниматься. Если, не дай Бог, накалятся страсти, и нажмёт какой-нибудь маразматик на ядерную кнопку - и никакие запасы гречки тогда не помогут..."
По окончании службы был объявлен сбор добровольных пожертвований республикам Донбасса и нашей армии. Как сказал батюшка, на прошлой литургии 30 000 рублей собрали - посетовал, правда, что в Клявлино (один из райцентров Самарской области) было собрано 80 000; а тамошний приход поменьше нашего. Ну, ничего, ещё соберём.
Ну, и в завершении статьи хочу включить в неё пост донецкого журналиста Игоря Фарамазяна (по ссылке можно перейти в его профиль ВКонтакте и подписаться). Пост человека, чьи взгляды я разделяю целиком и полностью. При том, что я не был ни на его месте, ни на месте тех, о ком написано. Но это стоит того, чтобы быть прочитанным:
"Одесская епархия УПЦ фильм сняла о бесчеловечной России, которая напала на прекрасную Украину. Проникновенно так говорит представитель епархии. Прочувствовано. С изрядной долей, надо отдать должное, ораторского и даже актерского мастерства. Основной посыл: нельзя добиться любви силой!
Конечно – нельзя! С этим не поспоришь. Но так, видимо, и не поняли в руководстве Одесской епархии, что не за любовью вашей мы пришли, а за своей жизнью. И за жизнью наших детей, которых ваша страна убивала, убивает и намеревалась убивать дальше.
В этот раз мы пришли с мечом, а не с миром. С миром мы стояли у вашей двери восемь долгих лет. Восемь. Долгих. Лет. Стучали к вам в двери. Никто не отворил.
И не надо рассказывать нам, что за восемь лет в Донбассе не было столько разрушений и гибели, сколько на Украине за восемнадцать дней. Не надо. Ты ничего не знаешь, представитель, о наших смертях и разрушениях. Ты не видел наших истерзанных поселков и городов. Ты не считал наших погибших. Мы и сами еще не всех посчитали. Еще находим на освобождаемых от нечисти, приползшей к нам из вашей прекрасной страны, территориях массовые захоронения невинно убиенных только за то, что жили они в Донбассе. А сколько еще найдем? Запытанных нацистами из вашей прекрасной страны. Так, куражу ради. Замученных вашими так называемыми правоохранителями. Пропавших без вести.
Говоришь о разрушенных храмах? Рассказываешь, что намеренно отбомбились по Святогорской лавре? Нашей Святогорской лавре? Намеренно? Отбомбились? Представитель, ты уверен, что не возводишь напраслину? Ведь всё выяснится вскорости. Как только мы туда придем.
А чего ты не упомнил о монастыре в Никольском? О сгоревшем домике Зосимы? О наших убитых храмах. По которым именно намеренно, прицельно били новые язычники из вашей прекрасной страны. Да и (чего таить?) люди с православными крестиками на груди тоже.
Ты был в Горловке, Докучаевске, Дебальцево, Старомихайловке, Александровке, в том же Донецке? Приезжай, мил человек. Расскажи людям, как мало они страдали. Как мало их стариков умерли, не выдержав заботы вашей прекрасной страны. И это я еще о луганских делах не упоминаю.
Говоришь, гуманитарку слали? Куда? На оккупированные властью вашей прекрасной страны территории Донбасса? Охотно верю. Но до нас она не доходила. Да и не приняли бы здесь грузовиков с жовто-блакытным сердечком на тентах. Надеюсь, понятно, почему?
Признаешь, что тяжко вам было, гонения испытывали? Так мы знаем. И правильно понимаешь, что это все-таки ваши дела. И справедливо замечаешь, что со своими трудностями вы справились бы сами – постом и молитвами. Правда, не справлялись, сдавали Украину пришлым, сдавали инославным и новоделам - шаг за шагом. Но хозяин – барин. Однако мы все равно переживали за вас.
Жаль, что вы за нас не переживали. Ты скажешь, представитель, что переживали. А где массовое антивоенное движение с лозунгом «Прекратите убивать Донбасс! Снимите его, наконец, с креста!»? Где? Могу срифмовать, но просто напомню…
Напомню, что около полумиллиона мужчин из вашей прекрасной страны прошли через так называемую АТО (переименованную затем в ООС). А у этих мужчин есть родители, жены, дети, сестры и братья, друзья и товарищи, а у тех – тоже. Огромная такая толпа выходит всё знающих и одобряющих, если не делом и словом, то молчанием и равнодушием. Подумаешь, донецкое быдло учат родину любить. А нечего было выеживаться! Сами себя обстреливают, а на наших хлопцев сваливают! Сами привели в свой дом войну! Вот пусть теперь и расхлебывают, уроды!
Ведь так было в вашей прекрасной стране? Если и не везде комфортно, то сухо и относительно сытно. И зато не стреляют, как по этим дурачкам, да?
И нацизма у вас никакого нет. Бандера с Шухевичем есть, Тягнибок с Билецким и Ярошем есть, запрещенные среди порядочных людей «Азов», «Правый сектор», «Братство», «Свобода» и прочие черти есть, власть, мечтающая учинить в Донбассе «хорватский сценарий», сделать его «или украинским, или безлюдным» есть, «Москаляку на гилляку» есть, «Слава нации – смерть ворогам есть» - а нацизма нет! Понимаю. Это другое.
Так вот, представитель! Еще раз для шибко хитросделанных…
Не за любовью вашей мы пришли. Нам ваша любовь уже и даром не нужна. За любовью на танках не приходят.
Нам нужно, чтобы вы убрались с нашей земли, из Донбасса, в который вас никто не звал. Нам нужно, чтобы у вашей армии не было ни сил, ни средств, а главное – желания снова приходить к нам и убивать нас. Нам нужно, чтобы ваши нацисты отправились в ад. Нам нужно, чтобы вы ужаснулись тому, что сами же и натворили. Нам нужно, чтобы рядом с нами не строили базы наши враги и не притравливали вас на нас, пичкая оружием. Нам нужно, чтобы вы не изобретали заново велосипед в виде ядреной, мать ее, бомбы и не проводили смертоносных биоисследований у нас под боком.
Нам, в общем-то, немного нужно. Всего лишь, чтобы сосед прекратил баловаться коксом и не ломился к нам в дом с топором.
Вы хотите, чтобы прекратилась война? Не вопрос. Мы – тоже. Только это не к нам. Это к вашей подлой невменяемой власти, которая, приготовившись исполнить хозяйскую волю и прыгнуть на Донбасс, надеясь, что Россия помочь не успеет, не удосужилась, хотя бы на всякий случай, разработать планы эвакуации населения… А зачем, НАТО же поможет. А НАТО – никак.
Вы хотите мира? Мы тоже. Но это снова к вашей людоедской власти, которая в своем людоедском угаре не выпускает людей из осажденных городов, заставляя их уходить полями, в чем мать родила, сидеть в подвалах и бомбоубежищах, расставляя свои орудия, ракеты и танки в жилых кварталах и паля из них, зная, что прилетит ответка. Ведь нужна картинка. Как можно более кровавая картинка.
Вы хотите, чтобы кошмар закончился? Мы тоже. Но это еще и еще раз к вашей омерзительной власти, готовой по чужой указке воевать до последнего украинца.
Наши требования просты и понятны. И вполне приемлемы. И выполнимы. Нам не нужны ни ваша земля, ни ваши души. Нам нужна наша безопасность. Мы ее обеспечим. И уйдем. А придут те, кого вы когда-то изгнали из вашей прекрасной страны. Из ваших прекрасных городов. Вернутся. Из России. Из Донбасса. И помогут вам всё отстроить. И вернуть человеческий облик.
Неужели было неясно еще тогда, в четырнадцатом, что однажды к вам в дом зайдет усталый донецкий ополченец родом, к примеру, из Одессы, или Харькова, или Днепропетровска, сядет за стол напротив вас, положит рядом автомат и проговорит: «Вот ответь мне, бывший русский человек, в чем сила?»