Найти тему
Кухня писателя

С Днем поэзии, поэты, плюс любители, влюбленные и увлеченные волшебными словами!..

«… Где Элоиза, та, чьи дни

прославил павший на колени

Пьер Абеляр из Сен-Дени?

Где Бланш, чей голос так сродни

малиновке в кустах сирени?

Где Жанна, дева из Лорени,

в огне окончившая век?..

Мария! Где все эти тени?

Увы! Где прошлогодний снег?»

***

«Соседи, спящие давно,

идите с нами пить вино,

и грянем мессу хором!

Школяр до дна стакан свой пьет.

Да будет тот, кто упрекнет,

навек покрыт позором!»...

Ф. Виньон (пер. Вс. Рождественского)

Нам подай провинций амулеты:

Гул копыт, как дрожь живой степи,

Камень, птицу… Звезды и кометы,

И так дальше, глубже, и т.п.

***

Вот, вот!.. Смотри, мой мутный глаз, ревниво,

как вологодским мхом торит тропу Рубцов,

как он сидит, домашний, и на диво

несвойственный поре глупцов и подлецов.

И как он водку глушит бестолково,

и курит как тоскливо… И следит,

чтоб пепел не упал нечаянно на слово!

Как бы не зная: пепел строку не повредит.

Строку не повредят ни дым мечты тоскливой,

ни плесени сюжет, ответственной за быт,

ни памяти репей, с невероятной силой

цепляющий все то, что хочется забыть…

Поэт Рубцов ушел, оставив нам на диво

Звезду Полей. Ушел. И издали

Звезда Полей сияет сиротливо

… «для всех тревожных жителей Земли».

«Но только здесь, во мгле заледенелой,

она восходит ярче и полней,

и счастлив я, пока на свете белом

горит, горит звезда моих полей…»

Н. Рубцов

…Вот Межиров-поэт, сидит в «Национале,

среди лиловых врубелевских крыл…».

Он полон яда, как стакан, что налит

одним из почитателей-кутил…

Он цедит черный ром и брызжет ядом

на поколенье выживших плейбоев,

и черное вино «национальным блядям»

швыряет в ноги, как гранату...

«К бою!

За честь и память заживо сожженных!..»

…И честь и память – свойство дорогое,

но – тьмы и тьмы плейбоев и пижонов.

Отечество у них, увы, другое.

«Две книги у меня. Одна

«Дорога далека».

Война.

Другую «Ветровым стеклом»

претенциозно озаглавил.

И в ранг добра возвел, прославил

то, что на фронте было злом.

А между ними пустота:

тщета газетного листа...

«Дорога далека» была

оплачена страданьем плоти,

она в дешевом переплете

по кругам пристальным пошла.

Другую выстрадал сполна

духовно.

В ней опять война

плюс полублоковская вьюга.

Подстрочники. Потеря друга.

Позор. Забвенье. Тишина.

Две книги выстраданы мной.

Одна — физически.

Другая —

тем, что живу, изнемогая,

не в силах разорвать с войной»

А. Межиров

А это – Смеляков, к любви советской строгий.

Поэт он не – из «нерасслышанных имен».

Да, были… были! благосклонны боги!..

И сладкий стон о Любке Фейгельман,

и страшный сон про памятник чугунный

мы наизусть цитировать могли,

как те тунгусы, финны, скифы, гунны

песнь о «певцах отеческой земли»...

«Я не о тех золотоглавых

певцах отеческой земли,

что пили всласть из чаши славы

и в антологии вошли.

И не о тех полузаметных

свидетелях прошедших лет,

что все же на листах газетных

оставили свой слабый след.

Хочу сказать, хотя бы сжато,

о тех что, тщанью вопреки,

так и ушли, не напечатав

одной-единственной строки…»

Я. Смеляков

…………………………………………………

Мы знали десять строф из Пастернака,

«Шестое небо» Слуцкого читали.

От Бродского (хоть кот его наплакал)

мы новое влиянье испытали.

А Вознесенский, Евтушенко… Яшин?…

С клеймом недорогим «шестидесятник»

они оружием духовным нашим

отягощали наш рюкзак и ватник.

Уже мы говорили о Высоцком,

с филатовским «Федотом…» хохотали

над собственным убожеством и скотством.

И в сказку жизни свой сарказм вплетали.

…Горят костры… Шаламов… Рейн и Бродский…

Цветаева, Терентьева, Баркова…

(Во временах удушливо-уродских

поэт творил в застенках и оковах).

Здесь, в тишине и мраке развитого

социализма (а точнее – неведомо чего),

нет облика! Как нет какого-то итога,

лишь виден тяжкий путь и… следствия его.

……………………………………………………….

…Вот – Женщина… Она (первоначально!) Муза.

Крыло прически… нежный взгляд… плечо…

Зачем и ей стихов мертвящая обуза?

Зачем вино публичности?..

Ещё

полсотни лет каких-нибудь обратно

ищи-свищи эвтэрпиных сестёр

среди имен рифмующего брата…

Но, боже мой, как взгляд её остёр!..

Как пышно грудь волнуется во власти

её неукротимых вдохновений...

И одного не достает лишь… Ласки!

С которой и глупеет женский гений.

«…Давай же обнимемся, как жернова

на мельнице в нежную ночь рождества,

погасим сознанье и выйдем на свет

на целую тысячу лет,

где розы небесные над головой

в лазури цветут вековой, —

ясней не скажу – тут неясности нет».

Ю. Мориц

***

«Нет, ты о возможной пропаже

не думаешь, как посмотрю.

А я ведь готовлю

и даже

варенье на зиму варю,

пеку пироги с ежевикой,

ватрушки — с изюмом и без...

Попробуй с другой поживи-ка,

я знаю подруг-поэтесс:

ты будешь затравленно,

в страхе,

мечтая о паре котлет,

на завтрак глотать амфибрахий,

анапест и ямб — на обед.

А я тебе — утром салаты

и две отбивных на обед.

Стихов я пишу маловато?

Согласна!

Но времени нет.

Да что там,

ты знаешь и сам уж:

все режу, взбиваю, крошу...

Вот выйду за повара замуж —

такие стихи напишу!»

Т. Кузовлева

***

…«Эвтэрпа, ты?..»… Тобой я очарован.

Ты моя грёза с юности до гроба.

Тобой, лисицей, сыр мой уворован!

А мной, вороной, каркает природа.

Прости, что так ворчу бесцеремонно

среди равнины пухлого дивана.

Когда бы не твое очарованье,

уже почил бы я во время оно.

Поэт – как лесоруб в лесоповале –

стихов валит преображенный полк!

А женщины глядят из-под вуали,

(уж лучше показали бы пупок).

Отчаявшись на тяжкий путь сонета,

он в каждом шаге, как первопроходец:

то дрожь берет в преддверии рассвета,

то жажда гонит вычерпать колодец…

По свежей рифмочке изголодавшись,

оскомину набив тупым глаголом,

уже не королем – поэтом голым! –

на аутодафé выходит…

Страшно...

И вот уж стихослушатель разинул

счастливый рот в веселом изумленье:

– Давай ещё!.. И не тяни резину!

Да ты не зэк, ты – Герострат, как… Ленин!

И – чувства, в кровь нахлынув, грудь сковали;

и лезут в душу, как веселые мартышки…

А женщины глядят из-под вуали,

стыдясь внезапной неотступной вспышки.

……………………………………..

В моей библиотеке, как в больнице –

нет ясности. Но, как изрёк пиит:

«Поэзия, должно быть, состоит

в отсутствии отчетливой границы…»

***

…Надо жить… По утру, по морозу,

по природе… плакать… веселиться…

и стихи, как золотую розу,

сердцем выцарапывать из слитка!

(из поэмы "Домашняя библиотека")