Ранее мы уже писали о том, что в философии можно выделить самые разные направления. Существуют философия техники, философия сознания и даже философия смеха! Неудивительно, что нашлись мыслители, которые философски подошли и к вопросу о том, что же такое боль и страдания.
И нельзя сказать, чтобы мнения философов были сходны. Так, Джереми Бентан считал, что боль и удовольствие — понятие объективные. И, значит, мы должны делать всё, чтобы боли было как можно меньше, а удовольствия — как можно меньше.
А вот скандальный Де Сад утверждал, что боль может быть этична, и что в желании причинить или испытать боль тоже можно найти пользу или удовольствие. Он утверждает, что всё общество, включая концепцию государственности построено на идее боли, или, говоря более широко, на идее наказания.
И как бы ни активно мы не отвергали идеи и работы Де Сада, стоит признать, что отсутствие боли тоже может быть чем-то плохим. Ярким примером являются те люди, которые лишены возможности испытывать боль из-за врожденной нечувствительности к боли или по иным причинам. Каждый новый день для таких людей сопряжен с риском. Они не чувствуют, что сломали ногу или положили руку в огонь. Они никогда не смогут сказать, что у них болит живот или голова.
Это приводит к парадоксальному суждению: боль — это плохо, но возможность испытывать боль — хорошо.
Боль работает тогда, когда давно молчит чувство самосохранения, она учит нас бояться, опасаться, планировать и действовать рационально. Не самые плохие последствия, верно?