Найти тему
Культурный Петербург

Фанфики Давида Лагеркранца

Анализ качества шведских детективных романов «Девушка, которая застряла в паутине», «Девушка, которая искала чужую тень» и «Девушка, которая должна умереть». Эти книги – продолжение вселенной «Миллениум», созданной Стигом Ларссоном и Евой Габриэльссон. Разбор рекомендуется к чтению для Вашего понимания их устройства.

В предыдущей статьеизложены основные факты об авторе сиквелов Давиде Лагеркранце.

Казалось бы, официально опубликованное продолжение, дающее возможность еще раз понаблюдать за любимыми героями – Микаэлем Блумквистом и Лисбет Саландер, – это хорошо. Да, новинки стали популярными, но можно ли их назвать первосортными, как это было с оригинальной трилогией? Ведь только такими они должны быть, чтобы сравниться с грандиозностью первоисточников.

Этот текст мог служить классическим обозрением худ. произведений по пунктам с целью вынесения вердикта: качественные они или некачественные? Но автор решил пойти от обратного. Пройдя новую трилогию, не хочется разбирать плюсы и минусы. В этом нет смысла по одной причине: цикл Ларссона и цикл Лагеркранца – разные книги. Из общего у них лишь имена персонажей и место действия. Следовательно, ответ на вопрос выше дан сам за себя.

Выделим изменения, ставшие фундаментом новой серии:

1) Материал Стига автобиографичен. В нём его жизнь: философия, вкусы, интерпретированные воспоминания. Мемуары спутницы покойного это подтверждают. У Давида та же ситуация, следовательно, сиквелы – кардинально отличаются, т.к. они о другом человеке;

2) Для Ларссона это был творческий порыв. Он в отличии от Лагеркранца не искал идей – они напрашивались из личного опыта. Вдова свидетельствует и об этом. Давид же искал музу, это понятно из интервью, приведенных ниже;

3) Определение трилогии Стига: романы о жизни двух ярких личностей – прочие персонажи и события служат инструментами для их раскрытия. Четкая взаимосвязь произведений; Определение трилогии Давида: новеллы с супергероями, чья работа увлекаться интересными происшествиями и по доброй воле помогать нуждающимся. Сквозной сюжет ушёл на второй план и существует будто для галочки в угоду «старичкам». Прерывистая связь;

4) Хитросплетения расследований: у первого они едины со сквозной историей, у второго они побочные – вырви их и не потеряешь никакой информации о протагонистах;

5) Длительность событий: у одного долгосрочные периоды (месяцы, годы), у другого конфликты нескольких дней;

6) Из толстых томов в тоненькие. Завершающие части Ларссона и Лагеркранца соответственно: 720 и 380 страниц. Нужно ли говорить, что разница – огромная, и Стиг писал подробнее? Стихии: у первого изобилие, у второго лаконичность;

7) Напоследок: создатель «девушки с татуировкой дракона» не пытался подстроиться под чужие тексты.

Корень зла, или единственный недостаток – писатель, не писавший первые части. Кто кроме создателя знает, что нужно делать с героями, чтобы было соответствие логике? Чтобы понравилось людям, влюбившимся в них? Лагеркранц, как самостоятельный художник, создал то, что нравится ему – значит это идёт вразрез с замыслом всей серии.

Возникает риторический вопрос: тогда кому эти истории вообще нужны?

И даже если произведения сами по себе неплохие, может даже идеальные (не утверждение) – если они о другом, зачем они поклонникам? Конечно, их аудиторией могут стать те, кто незнаком с оригиналом, для таких читателей это будет с нуля, но… серьезно? Заниматься подобным – нормально?

В интернете можно наткнуться на ряд смешных интервью (Пример: переведенный на русский «The Guardian» и «Северный Евродайджест»), взятых у продолжателя культовых шведских бестселлеров. Своими словами он лишь закапывает собственную репутацию, подтверждая, что меняет концепцию на свой лад. Один его комментарий: «Это было самым забавным испытанием в моей жизни» – создавать индивидуальное творчество на костях другого успешного деятеля, это, действительно, очень «весело».

Лагеркранц о Еве Габриельссон: «Мне жаль, что моя работа делает её несчастной или вызывает гнев, или что там у неё, но она всего лишь один человек, а читателей – миллионы» – кто эти люди, нуждающиеся в продолжении от непонятно кого?

Напрашивается вывод – обсуждаемую литературу стоит относить к жанру «фанфик» [1].

Далее спойлеры. Пересказ важных для лора [2] вещей, данных новой трилогией, для Вашего усвоения. Принимать их за канон или нет – каждый решает сам.

1) Камилла Саландер – загадачно исчезнувшая сестра Лисбет. Злодейка, «женская версия Залы», которая мстит Лисбет своим синдикатом киберпреступников за факел из отца и тем самым испорченное детство;

2) Новые подробности детства Саландер: зарождение страсти к хакерству, смысл прозвища «Оса»;

3) Научный эксперимент, поставленный над сёстрами в давнем прошлом;

4) Объяснение драконьей символики на спине героини;

5) Смерть опекуна Хольгера Пальмгрена.

Это краткие рассказы со старыми знакомыми. Для тех, кто лежит в шезлонге на пляже и нуждается в небрежном перелистывании книжной истории, способной создать настроение на разок-другой. Разочаровывает, что знаменитый триллер под названием «Миллениум», энциклопедия высокоморальной журналистики и скандинавского нуара, вдохновленного действительностью, по непонятной причине перевоплотился в не слишком продуманную супергероику, каких много. Из одного вида сочинения в совсем другой. Думающие фанаты отфильтруют истинные тексты от подделок и забудут последние.

Андрей Сычков

1 Фанфик – любительское сочинение, написанное поклонником по мотивам оригинального произведения. Оно не часть канона и к нему нет высоких требований.

2 Лор – совокупность знаний о вымышленном мире художественного произведения.

#литература #обзор на книгу #рецензия на книгу