Найти тему
Шпионские страсти

О сотрудничестве ЦРУ и японских спецслужб

Рубеж 1970-х – 1980-х годов

США-Япония-СССР

Какие бы задачи ни решало ЦРУ США в третьих странах в 1970-е –начале 1980-х, объектом первостепенной важности для него являлась советская разведка, ее резидентуры и представители. Реализуя свою разведывательную доктрину, ЦРУ США в конце 70-х годов направило спецслужбам ряда европейских стран и Японии ориентировку о «подрывной» деятельности КГБ и ГРУ и предложило регулярно обмениваться разведывательной информацией по следующим вопросам:

- о целях и задачах разведок СССР и других соцстран в отношении наиболее важных объектов Соединенных Штатов;

- о формах и методах работы КГБ и ГРУ;

- о выявленных советских разведчиках и агентах, их установочных и характеризующих данных;

- о фактах разработки советской разведкой любого правительственного учреждения США вне их границ;

- об известных дружественным спецслужбам официальных и конспиративных контактах советских разведчиков и их агентуры с гражданами США;

- об установочных и иных данных на граждан США, посещающих за границей официальные представительства СССР и других соцстран или работающих в них.

Анализ оперативных материалов показывал, что в большинстве случаев резидентура ЦРУ и японская контрразведка разрабатывали в те годы иностранцев самостоятельно, согласовывая лишь отдельные мероприятия и взаимодействуя при их осуществлении. Когда речь шла о разработке советского разведчика, то сотрудники резидентуры ЦРУ соблюдали максимум конспирации и информировали японцев только по мере необходимости, исходя из своих интересов и потребностей. В таком ключе, например, была реализована разработка сотрудника резидентуры ГРУ в Токио «М», который работал с подставой американской разведки неким Шмидтом - служащим одной из военных баз США в Японии. Как показали последующие события, японская полиция задержала «М» с уличающими в шпионаже материалами в момент встречи и приема документальной информации от агента-двойника по просьбе американцев, которые вели оперативную игру.

Авианосец "Джордж Вашингтон" ВМБ Окинава
Авианосец "Джордж Вашингтон" ВМБ Окинава

Резидентура ЦРУ и японская контрразведка совместными усилиями организовали разработку нелегалов ГРУ в Японии супругов «Ролленсов» и попытались осуществить их похищение. Лишь благодаря экстренным мерам резидентуры КГБ удалось своевременно вывезти их из страны и тем самым сорвать планы противника.

Показателен пример сотрудничества этих же спецслужб при реализации дела «К» - сотрудника резидентуры ГРУ в Токио. Американцы сообщили японским партнерам, что располагают данными об агентурных отношениях одного японца с представителем советской разведки. Только заручившись согласием японской стороны придать этот факт широкой гласности и организовать через средства массовой информации очередную антисоветскую кампанию, они передали ей установочные и другие необходимые данные. Как оказалось, «К», используя некоего Кобаяси, продавца бытовой радиотехники (тот в свою очередь использовал двух источников, работавших на американской военной базе), попал в поле зрения американской разведки, в результате чего японец был перевербован ею. При очередной встрече, проведенной сотрудником ГРУ с грубыми нарушениями правил безопасности («К» по настоянию агента для приема материалов сел в его машину), он был задержан японской контрразведкой, объявлен персоной нон-грата и в течение 48 часов был вынужден покинуть страну. Таким образом, реализация этой разработки была предварительно оговорена рядом политических условий в интересах США, направленных на подрыв престижа СССР, дискредитацию военной разведки СССР и затруднение деятельности ее сотрудников в Японии.

Что касается японских граждан, сотрудничавших с советской разведкой, еще буквально накануне судебного разбирательства Токийским полицейским управлением ещё решался вопрос о предъявлении им обвинения: то ли применять специальный уголовный закон, принятый на основе японо-американского договора безопасности, который был призван охранять американские военные секреты на территории Японии и ответственность за нарушение которого предусматривает санкцию до 10 лет каторжных работ, то ли привлечь к ответственности за нарушение закона о силах самообороны Японии, что влечет наказание до 1 года каторги. В конечном итоге всем перечисленным лицам было предъявлено обвинение в нарушении 59-й статьи закона о силах самообороны (обязательство сохранения тайны), выразившемся в передаче секретных материалов представителям советской разведки.

Автор материала (из совсекретного «Сборника») - старший офицер КГБ, поэтому высказаны в таком роде замечания (не то чтобы ругал, но попенял на бестолковость) по поводы работы в Японии «смежников» - ГРУ. Конкуренция между этими ведомствами существовала всегда. Это имело и положительные и негативные результаты в целом, но об этом поговорим в другой статье.

(Л.Л. Грамотин)
Уважаемый читатель!

Предлагаем вам подборку научно-популярных каналов Дзена, которые мы читаем сами, по всем направлениям — от наук естественных до противоестественных: путеводитель